Авиакомпания "Аэрофлот" планирует производить детали для иностранных самолетов и ремонтировать их. Росавиация выдала перевозчику сертификат разработчика авиатехники.
Поможет ли это спасти российскую гражданскую авиацию на фоне западных санкций, TRAVEL РБК-Украина рассказал авиаэксперт Богдан Долинце.
На днях "Аэрофлот" получил сертификат разработчика авиационной техники ФАП-21. Это дает право компании разрабатывать нестандартные ремонты конструкции иностранных воздушных судов, модификации салонов, систем и силовых установок.
До войны зарубежные самолеты ремонтировали иностранные сервисные центры с помощью оригинальных деталей. В настоящее время санкции запрещают такое обслуживание. Теперь в России надеются, что "Аэрофлот" сможет решать такие "нетипичные вопросы" своими силами.
Впрочем, предполагается, что высокотехнологичные детали, которые Россия производить не способна, перевозчики будут закупать и дальше через третьи страны.
Производство деталей к иностранным самолетам с точки зрения международного авиационного законодательства является абсолютным нарушением, отмечает Богдан Долинце.
"Кроме завода-производителя самолета никто не имеет права производить никакие детали. Если это подрядчик, то он должен сертифицировать их у официального производителя. Только после этого детали можно использовать в самолетах", – объясняет он.
С того момента, как на самолеты устанавливают нелицензионные запчасти, завод-производитель не несет никакой ответственности за безопасность полетов и любой инцидент с самолетом.
Авиаэксперт добавляет: ни одна международная страховая компания такой самолет не застрахует из-за рисков, что в случае падения будет виновата конкретная авиакомпания, которая использовала нелицензионное или несертифицированное заводом-производителем оборудование.
"И даже если завод заменяет какие-нибудь запчасти, то он должен пересертифицировать весь самолет с этой запчастью", – отмечает он.
С такими нелицензионными контрафактными деталями по требованиям международного законодательства должны быть запрещены для полетов за границу даже те самолеты, которые летали до этого и имели сертификаты на безопасные полеты.
"Потому что государство, которое пустило, берет риски ответственности и возмещения в случае, если российский самолет упадет", – обращает внимание специалист.
По мнению Богдана Долинце, на такой шаг в российской авиации идут, чтобы обеспечить исправность флота для полетов внутри РФ.
"Доступ к ресурсам ограничен, и даже "серый импорт" не позволяет в полной мере поддерживать в рабочем состоянии необходимое количество самолетов. Авиационного каннибализма, начавшегося с лета прошлого года, не хватает, чтобы поддерживать необходимое количество самолетов в исправном состоянии", – говорит он.
Впрочем, использование нелицензионных запчастей, как правило, всегда приводит к снижению безопасности полетов и увеличению количества катастроф, отмечает авиаэксперт.
Напомним, мы писали, что российские авиакомпании не могут летать в Китай.
Срочные и важные сообщения о войне России против Украины читайте на канале РБК-Украина в Telegram.