ua en ru

Что ждет грешников: как на самом деле выглядит ад?

Что ждет грешников: как на самом деле выглядит ад? Эволюция христианских представлений о Сатане и аде (фото: freepik.com)

Христианские представления об аде и Сатане изменялись на протяжении веков, приобретая новые образы и значения. От библейских упоминаний к влиянию других религий эти символы стали олицетворением зла и наказания для грешников.

РБК-Украина (проект Styler) рассказывает, как выглядит ад в христианской традиции, а также каков образ Сатаны.

Происхождение представлений о рае и аде

Идеи о рае и аде глубоко укоренены во многих религиях. Даже если человек не религиозен, понятие о возможной вечной радости или наказании после смерти имеют большое значение в культуре и обществе.

Ад как место наказания для грешников существовал во многих религиозных представлениях, от месопотамских верований до греческой, римской и других культур. Иудео-христианская традиция долгое время не имела четкого понятия загробного мира: в Ветхом Завете упоминается Шеол - место, где находятся все мертвые без исключения, независимо от их поступков.

Только с появлением книги пророка Даниила появляется идея божественного суда, где каждый получит справедливую судьбу в зависимости от своей земной жизни. Влияние таких идей распространилось на религию и культуру, закрепляя понимание ада как места вечного наказания для злых и рая как награды для праведных.

Эволюция образа ада в христианской традиции

В Новом Завете Иисус и его ученики начинают использовать новое слово для описания ада - "Геенна". Это место за стенами Иерусалима когда-то было свалкой, где постоянно горел мусор. Впоследствии образ Геенны как ужасной огненной ямы стал символом мучений, ожидающих грешников.

Впрочем, в большинстве случаев Новый Завет изображает ад как место, куда попадают злые люди после Судного дня. Лишь в отдельных случаях, как в истории о богаче и нищем Лазаре, грешники сразу после смерти начинают терпеть страдания. Лазарь попадает на небеса, а богатой - в огненные мучения, где просит хоть каплю воды.

В более поздних христианских текстах, таких как "Апокалипсис Петра" II века, начинают появляться подробные и страшные описания ада. В этих текстах каждое наказание отвечает совершенному преступлению: убийцы терпят укусы змей, а богатые, отказавшие сиротам в помощи, ходят по раскаленным камням.

Современные теологи склоняются к мнению, что ад не следует воспринимать буквально. Вместо огня и мучений важнее то, что самое большое страдание - это разлука с Богом.

Как появился образ Сатаны

Сатана не всегда был известным представлением красного демона с рогами, копытами и вилами. Впервые его встречаем в ветхозаветной Книге Иова, где он предстает перед Богом вместе с сынами Божьими и предлагает испытать Иова, забрав у него все, что тот имеет. В это время Сатана воспринимался как соблазнитель и обвинитель, но не как абсолютное зло.

Впоследствии представление о Сатане изменилось, вероятно, под влиянием зороастризма - персидской религии, существовавшей во времена правления Персии над еврейским народом (530–330 гг. до н.э.). В зороастризме существовал дуализм добра и зла, постоянной борьбы между высшим добром и абсолютным злом, а также вера в финальное уничтожение зла.

К временам Иисуса евреи уже имели представление о Сатане как об источнике всего зла и главного врага Бога. Рога и копыта этого образа, вероятно, перешли от языческих божеств, таких как Молох и Пан, а средневековые авторы, в частности Данте, изобразили Сатану с крыльями летучей мыши, чтобы контрастировать с крыльями ангелов.