Почему приходят "космические" суммы за электроэнергию и как убедиться, что начисления корректны
Потребители нередко жалуются на то, что почти не использовали электроэнергию в течение месяца, но за оплату услуг им приходят "космические" суммы. Чаще это происходит летом, когда люди проводят отпуск не дома и могут легко понять, что действительно "накрутили" света меньше, чем обычно.
Почему так происходит, объясняет компания YASNO.
Почему в платежках приходят "космические" суммы
"Бывают случаи, когда получив платежку за свет, потребитель удивляется выставленной сумме к оплате. Ошибка контролера? Неточные начисления? Кто-то ворует у меня электроэнергию? Однако, как правило, причина заключается в несвоевременной передаче показаний самим потребителем", - объясняют в компании YASNO.
Оператор системы распределения ежемесячно рассчитывает объем потребления каждого клиента. Для этого от предварительных показаний счетчика отнимают текущие - это и есть количество использованных кВт-часов.
"Если потребитель сообщает показания регулярно и вовремя, объем определяется всегда четко. А вот в отсутствие актуальных данных счетчика может быть существенная погрешность", - отмечают специалисты.
В таком случае оператор системы распределения вынужден брать за основу показания, зафиксированные ранее, и исходя из них рассчитывать среднесуточное потребление.
К примеру, потребитель вообще не пользовался электроэнергией в течение нескольких недель, не передал показания, но ему начислен объем, как и в прошлые периоды. Этот размер определен по среднему, а не по фактическому потреблению.
"Потом информацию о количестве использованных кВт часов получает поставщик, применяет действующий тариф и выставляет счет. Если оператор системы распределения предоставил поставщику среднее потребление клиента, то и сумма к уплате может не соответствовать ожиданиям клиента", - добавляют сотрудники YASNO.
Как передавать показатели счетчика
Чтобы получать счет с корректным начислением, нужно передавать показания за два дня до конца месяца и в течение трех дней следующего. Данные можно сообщить оператору системы распределения или через онлайн-сервисы YASNO:
- личный кабинет
- мобильное приложение
- чат-боты YASNO-online в viber или telegram
- форму на сайте
- на странице Facebook
Как экономить электроэнергию (фото: vin.gov.ua)
Как не переплачивать за потребление света
Помимо общих правил экономии - сведение к минимуму использование приборов, потребляющих электроэнергию, потребитель может перейти на многотарифный учет с двухзонными или трехзонными тарифами. Тогда оплата начисляется в зависимости от времени потребления электроэнергии.
Двухзонные тарифы предполагают, что:
- с 23:00 до 7:00 - стоимость составляет 1,32 грн за кВт/ч (50% от полного тарифа)
- с 7:00 до 23:00 - 2,64 гривны за кВт/ч (полный тариф)
Трехзонные тарифы предполагают, что:
- с 8:00 до 11:00 и с 20:00 до 22:00 - 3,96 гривны за кВт/ч (150% от полного тарифа)
- с 7:00 до 8:00 и с 11:00 до 20:00 - 2,64 гривны за кВт/ч (полный тариф)
- с 23:00 до 7:00 - 1,06 гривны за кВт/ч (40% от полного тарифа)
Чтобы перейти на эти тарифы, нужно обратиться в Центр обслуживания клиентов своего города или подать заявку через личный кабинет на сайте местного облэнерго.
Раньше мы писали о том, кто может рассчитывать на субсидию.
Читайте также о том, как подать документы на субсидию.