В интернете часто распространяют теорию о том, что на самом деле паска - это фаллический символ. Согласно этой теории, именно поэтому пасхальную выпечку украшают белой глазурью и рядом кладут писанки и крашанки.
РБК-Украина (проект Styler) расспросило кандидата исторических наук и этнолога Института народоведения НАН Украины Анастасия Кривенко, есть ли у этой теории какие-то этнографические доказательства.
"Эта теория звучала еще в начале ХХ века, но на самом деле она не имеет подтверждения. Аргументом было то, что паска имеет цилиндрическую форму и покрыта белой глазурью - это напоминает фаллический символ. Но форма паски когда-то была не другой. Это была обычная круглая хлебина. А когда еще не было сдобной дрожжевой выпечки, то она была пресной и была похожа на лепешку", - говорит Кривенко.
Также ученая объясняет, что еще в XIX веке пасха была круглой.
"Если вы посмотрите на старые фото из Карпат, то там она могла быть даже квадратной. Уже со временем способ приготовления паски изменился. Форма стала цилиндрической в начале ХХ века, особенно когда в 20-30 годы появились жестяные сосуды для выпечки", - говорит этнолог.
Кривенко отмечает, что паска отнюдь не имеет фаллического значения.
"В паске заложена семантика плодородия - она влияет на урожай и на плодовитость, но здесь нет привязки к фаллическому символу", - говорит ученая.
Она добавляет, что паску также связывают с умершими предками.
"На Бойковщине, когда паску вынимали из печи, то поливали водой и из нее шла пара. Говорили, что души умерших предков ею питаются. Иногда брали паску, которую первой пекли, освящали в церкви и именно ее клали на могилы родственников на поминальное воскресение. Это было угощение для умерших", - объясняет Кривенко.
Читайте также наше большое интервью с Анастасией Кривенко о пасхальных традициях, обрядах и предрассудках.
Раньше мы писали о том, чем отличалась традиционная пасхальная корзина от современной.