Наверное, тем, кто думает, что отечественный автопром только и мог копировать чужие модели, будет интересно узнать экспортные модификации машин украинских автозаводов.
О том, как автомобили производства украинских автозаводов продавались в Европе, читайте в материале РБК-Украина.
При подготовке публикации были использованы материалы музея "Колеса истории", В/О "Автоэкспорт", а также ЧАО "АвтоКрАЗ".
Индикатором того, насколько совершенным оказался созданный кем-то продукт, является его успех на рынках разных стран, а не только на родине. Если да, то нескольким расположенным на территории Украины автозаводам есть чем похвалиться.
Уже первую модель Запорожского автозавода “Коммунар” – ЗАЗ-965 (1960–1969 гг.) по прозвищу “горбатый” – подготовили для экспорта не только в дружеские соцстраны, но и в более состоятельные капиталистические государства. К моменту своего появления машина была вполне современной, да еще и по меркам своего класса уже в базе щедро укомплектована. Для зарубежных потребителей ”Запорожцу” добавили молдинги на боковинах, изысканный руль с тонким ободком сигнала и некоторые другие приятные мелочи в интерьере – вплоть до таких опций, как пепельница и радиоприемник.
Вместо сложного для неславянского уха родного имени наш горбатый получил название “Ялта”, причем в разных странах его писали Jalta или Yalta. Как и положено любому уважаемому бренду, переименованного "Запорожца" продавали через сеть дилерских автосалонов и при поддержке рекламной кампании. При этом отдельные партии "Запорожцев" в экспортном исполнении попадали на внутренний рынок, хотя об особом названии машин с молдингами и улучшенным салоном их советские владельцы чаще всего даже не догадывались.
С появлением "Запорожцев" второго поколения ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 их тоже начали экспортировать на границу. Они так же стали "Ялтами", получили несколько улучшенное оформление и как опцию - форсированный на 5 "лошадок" двигатель.
"Запорожцы" не стали массовыми машинами на рынках богатых европейских стран, но их присутствие было заметным: по 1200 тыс. “Ялт” продали в Дании и Финляндии, более 750 – в Бельгии и около 500 машин – в Нидерландах.
Рынки Европы ЗАЗы первых поколений покинули в первую очередь из-за задержек с обновлением модельного ряда. Начиная со второй половины 1960-х в развитых странах наступило золотое время легкового автопрома: модельные ряды начали пополняться множеством модификаций, плюс ускорилась смена моделей. А Запорожский автозавод имел тогда задачи несколько иного порядка.
ЗАЗ-1102 "Таврия" (1987-2007 гг.), машина вполне удачная и самодостаточная, вообще немного опоздала с выходом на рынок. Соответственно, и в Европу ей стоило бы собираться лет на 5 – 7 раньше. Но по большому счету от более свежих одноклассников ее тогда отличал лишь вчерашний дизайн и отсутствие электронных опций. Поэтому в 1991-1992 гг. запорожцы решили попробовать.
Известно, что "Таврии" поставляли во Францию, Италию, Грецию, Польшу, Венгрию. Небольшой партией завод выпустил версию ЗАЗ-1102 с правым расположением руля – и такие машины отправили в Великобританию и на Кипр. Кстати, известно, что как минимум одна праворульная "Таврия" до сих пор успешно эксплуатируется в графстве Сомерсет.
Главным преимуществом "Таврии" в глазах европейцев был низкий расход топлива и низкая цена, наши европейские коллеги даже называли ее "полавтомобиля за полцены". За это машине прощали и примитивную отделку интерьера, и некомфортный салон, и неизвестный бренд. В целом продажи были не очень успешными, хотя, например, в избалованной передовыми моделями Франции в 1993 г. продали около 1600 "Таврий". Задержаться на западных рынках "Таврия" не смогла прежде всего из-за неевропейского качества сборки - многие нынешние автомобилисты и теперь помнят, какой была надежность всех ЗАЗов в начале 1990-х годов.
Кременчугский автозавод в прошлом веке был крупнейшим производителем грузовиков в Европе. Именно КрАЗы то и дело появлялись на многочисленных фото и в телерепортажах с гигантских строек ХХ века, поэтому в особой рекламе за рубежом этот автомобиль не нуждался.
В разные годы самосвалы и тягачи КрАЗ закупали строительные и транспортные компании Великобритании, Германии, Финляндии, ОАЭ. Это уже не говоря о почти четырех десятках других, менее развитых стран, дорожная и сервисная сеть которых требовала прочной и выносливой техники.
Украинский грузовик уважали (и уважают!) за неприхотливость к сервису, большой запас прочности и безразличие к типу покрытия под колесами. Причем последнее преимущество касается не только вездеходов 6х6, 4х4 и 8х8, но и обычных самосвалов типа КрАЗ-256, которые выдерживают эксплуатацию на самых плохих дорогах без особых последствий. Интересно, что продвигали наши самосвалы в большинстве стран под более раскрученным брендом БелАЗ.
Что касается наших дней, то если не говорить о национальных армиях, вероятно, доброй дюжины стран мира, кременчугские машины работают, например, в Германии. По крайней мере, летом прошлого года несколько КрАЗ-256Б тружились на строительстве недалеко от г. Наунхоф в Саксонии.
Завоевание места на автомобильном рынке развитых стран требует длительной и упорной работы маркетологов, даже если на продажу предлагается выдающийся по потребительским качествам продукт. Между тем, в Украине при наличии хорошей конструкторской школы искусство маркетинга по понятным причинам тогда не было развитым. Но даже несколько экспортных эпизодов украинского автопрома, о которых мы здесь упомянули – явления достаточно яркие, чтобы ими гордиться.
Как недавно рассказывал РБК-Украина, автомобили привычных классов, в том числе и хэтчбеки, на рынке все чаще заменяются кроссоверами разных типов.