На самом деле наши перемещения в течение тех нескольких недель не были такими уж далекими – в другой раз мы бы считали их рядовыми поездками. Но мы ездили не на обычных авто, а на электрических…
Об особенностях повседневной эксплуатации электромобиля в украинских условиях читайте в материале РБК-Украина.
При подготовке статьи использовались материалы пресс-сайтов компаний-производителей.
Очень часто тест-драйв электромобиля в редакции украинского СМИ выглядит так: журналист взял в тестовом парке заряженный электромобиль, покатался на нем несколько дней по Киеву и вернул импортеру с посаженным аккумулятором. Только самый ответственный коллега при пользовании машиной попытается подзарядить ее где-нибудь возле кафе или развлекательного центра, пока пьет кофе или просматривает с семьей новый фильм. Так всегда поступали и мы, и в принципе опытному автожурналисту этого достаточно, чтобы получить впечатление от новой модели и сравнить ее с другими.
Но на этот раз мы устроили электромобилям испытания по расширенной программе. Точнее, несмотря ни на что мы попытались эксплуатировать их так, словно это были обычные бензиновые или дизельные машины.
Так совпал редакционный график тест-драйвов, что в феврале несколько недель подряд мы ездили на разных машинах с электротягой. Сознательно не будем называть здесь марки и модели, поскольку считаем, что дело здесь отнюдь не в брендах. Тем более что, как говорят социологи, репрезентативная выборка у нас была более или менее справедлива: из этих двух машин одна представляла высокий, почти премиальный класс, а вторая – бюджетный сегмент электромобильного сообщества.
Специальных испытаний как таковых мы не организовывали, мы только устроили двум "электричкам" эксплуатацию в режиме типичного семейного автомобиля. Что предполагало как короткие городские поездки, так и дальние рейды – в нашем случае это было несколько маршрутов протяженностью 350 – 400 км. Сразу скажем, нюансов было много. Но часть из них объясняется тем, что мы были новичками в дальних путешествиях на электроприводе.
Сначала – о приятном. Сегодня электромобили позволяют водителю особо не думать о подзарядке в городских поездках – емкости батареи хватает на несколько дней. Хотя для полного комфорта нужно знать, что где-то тебя ждет стопроцентно надежное место зарядки – дома, или, например, у места работы.
Относительно подзарядки дома заметим, что для нынешних машин с их батареями емкостью более 60 кВт·ч самый дешевый вариант зарядки – без специальной станции, от розетки 220 вольт – требует не менее 10 часов "до полного". Чтобы ускорить процесс, нужно либо иметь дома мощную станцию, либо искать такую где-нибудь в городе или на трассе. Но здесь и начинаются все сложности.
Даже для самых современных электромобилей с заявленным пробегом 350 – 500 км более или менее длительная, более 200 – 300 км, поездка нуждается в планировании.
На этот раз мы не ездили по большим популярным трассам типа Киев – Львов или Киев – Одесса. И тем не менее, проблем с наличием станций не было. Зарядки в Украине есть, ими покрыта сеть автодорог между областными центрами даже не самых популярных направлений. Но картина не безоблачная и нужно быть готовой к таким препятствиям:
То есть на маршруте очень желательно к каждой станции, где вы собираетесь заряжаться, иметь хотя бы одну запасную. Запас нужен на случай, что в первой точке у вас что-то не срастется. Возможно, нам не хватило мужества, но умудренные начальным опытом, в первой части длинных маршрутов мы не пропускали ни одной станции, даже самой медленной. Мы подзаряжались на них из опасения, что на следующих у нас ничего не получится. И только когда по показаниям борткомпьютера мы понимали, что доедем до финиша без подзарядки при любых условиях, мы чувствовали себя более свободно и прекращали поиск станций и экономию энергии.
Пробег на одной зарядке, указанный в технических характеристиках автомобиля, у нас отличался от реального, но не намного – в среднем около 10 %. Ведь паспортная цифра определяется по определенной стандартной методике WLTP, с которой реальные условия обычно не совпадают. Но при этом столь небольшую 10-процентную разницу мы удерживали благодаря аккуратной езде, помня о нескольких факторах, которые мгновенно изменяют дальнобойность электромобиля – причем как в сторону ее сокращения, так и в сторону продления.
Поскольку нынешние электромобили уже не столько машины, сколько гаджеты, все цифры по расходу энергии и работе батареи легко контролировать по ходу поездки. Соответствующие цифры отображаются на большом экране, помогая водителю корректировать движение энергии в батарею и обратно в режиме реального времени.
Сокращает пробег электромобиля:
Увеличивает пробег электромобиля:
Отрадно, что при всем сказанном борткомпьютеры умеют достаточно точно предусматривать остаток пробега, в том числе и учитывая темперамент водителя. Потому мы планировали свои путешествия не по паспортным данным, а по показаниям на экране автомобиля.
Уже лучше, но пока нет – так можно ответить на вопрос, может ли современный электромобиль полностью заменить авто с ДВС. И если в населенном пункте и в коротких пригородных вылазках на “батарейку” уже можно положиться, то междугородные поездки вызывают у экипажа массу осложнений. Для кого они нивелируются динамикой электромобилей, невиданной для бензиновых (дизельных) авто "семейного" ценового сегмента. А для кого-то все еще важны чувство уверенности в дальней дороге, которую дает полный бак бензина. Который можно пополнить за 5 минут чуть ли не на каждом углу.
Напомним, недавно РБК-Украина рассказывало, где дешевле заряжать электромобиль.