Рада приняла закон о цивилизованном лоббировании в Украине: что он предусматривает
Верховная рада одобрила законопроект о добросовестном лоббировании, который направлен на реализацию рекомендаций Еврокомиссии по вступлению Украины в ЕС.
Об этом сообщает РБК-Украина со ссылкой на народного депутата Ярослава Железняка в Telegram .
По его данным, закон вступает в силу через два месяца после начала функционирования Реестра прозрачности от НАПК, но не позднее 1 января 2025 года.
Правительственный проект №10337 поддержали 236 народных депутатов.
Рекомендации Еврокомиссии
Напомним, 8 ноября 2023 года Европейская комиссия рекомендовала Совету ЕС начать переговоры с Украиной о вступлении. По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляен, Украина уже выполнила 90% реформ, которых от нее ожидал ЕС. Однако Киев должен и дальше продолжать реформы.
Лидеры стран Европейского союза во время саммита 14 декабря одобрили начало переговоров по вступлению Украины в блок.
Закон о лоббизме
Принятым законом предусматривается создание Реестра прозрачности, держателем и администратором которого является Национальное агентство по предотвращению коррупции.
В Реестр лицом, которое намерено зарегистрироваться в качестве субъекта лоббистской деятельности и/или субъекта адвокации, вносится четкий перечень информации.
В Реестр вносятся сведения о лоббистских контрактах, источниках финансирования, клиентах и бенефициарах осуществления лоббирования и субъекте лоббирования.
Определено, что вносимые в него сведения являются публичными. Доступ к Реестру прозрачности – открытый и бесплатный.
Доработанный законопроект учитывает предложения, предоставленные коалицией общественных организаций, в частности, в части об адвокации. Адвокация - не лоббизм, и это зафиксировано в проекте закона.
Что такое лоббирование
Лоббирование – это процесс влияния на принятие решений правительственными чиновниками, законодателями или другими представителями власти с целью поддержания конкретных интересов или взглядов. Это может включать в себя различные действия, направленные на формирование или изменение законодательства, политики или регулирования.
Лоббирование может быть представлено как представителями предприятий, отраслей, общественных организаций, профсоюзов, адвокатских фирм и других групп, имеющих определенные интересы. Этот процесс может включать встречи с законодателями, написание законопроектов, обращение к общественности или медиа, финансовую поддержку кампаний политиков и т.д.
В ряде стран лоббирование регулируется законодательством во избежание коррупции и обеспечивает прозрачность во влиянии групп интересов на принятие решений. Однако эффективность этих правил и уровень влияния лоббистов могут разниться в зависимости от страны и конкретных условий.