ua en ru

Продукция Киевского мотозавода: украинские мотоциклы, о которых вы никогда не слышали

Продукция Киевского мотозавода: украинские мотоциклы, о которых вы никогда не слышали Фото: украинские мотоциклы, о которых вы никогда не слышали (wikimedia.org)

Более чем полувековая история Киевского мотозавода сегодня известна нам по большей части по его массовым гражданским моделям. Но кроме того, был целый перечень малоизвестных моделей, в том числе и серийных, которые по разным причинам держали в тайне от широких кругов мотофанов.

О наиболее редких мотоциклах КМЗ МТ "Днепр" читайте в материале РБК-Украина.

При подготовке статьи были использованы публикации изданий Autocentre и Oppozit и материалы музея "Фаэтон".

Мощная производственная база завода КМЗ позволяла создавать не только стандартные серийные модели, но и их особые версии – военные, специальные, спортивные и т.п. Кроме того, существовали некоторые более оригинальные разработки, в которых было немного общего с товарной продукцией. Сегодня мы расскажем только о некоторых из них.

П-285 "Скат"

Снабжение продукции в армию было для киевского мотозавода привычным делом – оппозитные мотоциклы с боковым прицепом служили в разных родах войск. Армейские версии имели определенные отличия от гражданских, хотя в целом не принципиальны. Но однажды связисты пожелали действительно что-то особенное.

Изделие П-285 "Скат" – так зашифровано механизированное средство для прокладки линий связи в полевых условиях. В основе его армейская модель МВ-750 (1966) с приводом на два колеса. Тихоходный оппозитный двигатель мощностью 26 л.с. и крутящим моментом 4,2 кгс*м позволял двигаться медленно по пересеченной местности с полной нагрузкой. На раму прицепа вместо пассажирской люльки установили механизм, который разматывал или сматывал катушку кабеля синхронно с движением мотоцикла – на скорости до 15 км/ч.

Таким образом, линию можно было как прокладывать, так и убирать, когда она стала ненужной. У основной катушки нашлось место еще для одной, резервной. Была возможность перематывать кабель из катушки на катушку во время стоянки: это требуется, в частности, для проверки имеющегося кабеля на предмет износа и повреждений.

Продукция Киевского мотозавода: украинские мотоциклы, о которых вы никогда не слышали

Днепр-14.9 (1978 г.)

В заводской документации этот уникальный мотоцикл имел индекс КМЗ-8.953 "Эксорт-78". Первоначально это был специальный мотоцикл для сопровождения правительственных кортежей. Киевские конструкторы проектировали его несколько лет, но мотоцикл параллельно рассматривался как модификация поставок на экспорт. В частности, имелся в виду рынок США, где уже были проведены некоторые мероприятия по формированию дилерской сети. Собственно поэтому байк имел и гражданское название - "Днепр-14.9".

Серийный двигатель всерьез форсировали, у эскортного байка он развивал около 60 л. при 7400 об/мин, хотя заводчане вспоминают, что в документации указали 50 лошадей – согласно требованиям официальной техзадачи. Коробку передач сделали 5-ступенчатой, доработали кардан, главную передачу подобрали более скоростную по сравнению с трехколесным вариантом мотоцикла. Подвеску серьезно перенастроили под скоростную езду, использовали более широкое (+0,5 дюйма) заднее колесо.

Более эстетическим стал внешность, на "Днепр-14.9" устанавливали новые крылья, боковые панели, щитки для ног, дуги безопасности спереди и сзади. Нашлось место для бардачка – под откидным сиденьем, которое в эскортной версии было одиночным.

Продукция Киевского мотозавода: украинские мотоциклы, о которых вы никогда не слышали

"Динамит" (1985 – 1990 гг.)

Этот мотоцикл, будь он путевкой в жизнь, стал бы новым шагом в развитии киевского мотоциклетного завода. Проект был завершен, новая модель класса эндуро получила даже заводской индекс КМЗ 158-02 и имя "Динамит". В основе проекта лежали наработки спортивного отдела КМЗ: мощная рама, подвеска с большим ходом колес (200 мм/205 мм), сзади моноамортизатор и дисковый тормоз спереди (280 мм).

Двухцилиндровый двигатель объемом 0,998 л был построен на основе кроссового мотора своей разработки, при 4-клапанах на цилиндр с него снимали 70 "лошадей". В середине 1980-х построили единственный комплектный экземпляр КМЗ 158-02 ”Динамит”, судьба его после 1993 г. неизвестна. Не исключено, что мотоцикл уцелел и попал в одну из частных коллекций.

Продукция Киевского мотозавода: украинские мотоциклы, о которых вы никогда не слышали

Кратко

От Киевского мотозавода сегодня осталось здание только одного цеха, но предприятие оставило нам в наследство свою богатую историю, в которой, кроме линейки массовых моделей, было немало оригинальных разработок. В украинских музейных экспозициях и частных собраниях обязательно присутствуют те или иные "Днепры", сохранилось достаточно исторических документов. Будьте уверены, это наш не последний рассказ о культовых мотоциклах КМЗ МТ и их уникальных версиях.