Двойная нагрузка. Очные и дистанционные уроки детям будут проводить отдельно, - МОН
В 2025 году в Украине планируют ввести обязательное обучение разных категорий учеников отдельно - в зависимости от формата получения знаний или местонахождения.
Об этом в интервью РБК-Украина рассказала заместитель министра образования и науки Украины Надежда Кузьмичева.
Содержание
- Как война изменила обучение в школах
- "Категории" учеников в Украине
- Преодоление "двойной нагрузки" учителей
- "Разведение" учеников на практике
Как война изменила обучение в школах
Эксперт напомнила, что война принесла значительные потери в образовательной инфраструктуре из-за обстрелов и бомбардировок. С начала боевых действий пострадали 3524 учебных заведения (360 из них разрушены полностью).
По состоянию на сентябрь 2024 года в Украине работают 12,268 школ.
"Больше всего пострадали школы в Харьковской, Донецкой, Днепропетровской, Киевской, Херсонской, Николаевской, Луганской, Сумской, Черниговской областях и в Киеве. 879 школ находятся на временно оккупированных территориях", - уточнила Кузьмичева.
Она отметила, что той однородности участников школьного процесса, которая была в Украине до 24 февраля 2022 года, сейчас нет.
"Сейчас из-за широкомасштабной войны мы имеем ситуацию, когда в классах учатся одновременно четыре разных категории детей. Это значит, что учителю в классе нужно тратить в четыре раза больше времени", - объяснила чиновник.
"Категории" учеников в Украине
Согласно информации заместителя министра образования и науки, обучение офлайн восстановлено более чем в 80% учебных заведений.
"Это может быть сугубо очное или смешанное, когда чередуются часы: в одну неделю учатся очно младшие дети, вторую неделю - старшая школа. Тогда другие учатся дистанционно. Но это мы тоже относим плюс-минус к очному, потому что у детей есть хотя бы периодический доступ к классу. Это первая категория учащихся", - пояснила Кузьмичева.
Вторая категория, по ее словам, это дети, которые учатся дистанционно и числятся в этом же классе.
"Из-за войны многие люди вынуждены были переехать в другие города и села. И в классе условной полтавской школы, которая возобновила очные занятия, могут сидеть дети, которые вот пришли за парты. А с ними на уроке дистанционно может быть еще 3-5 детей, которые переехали в другие регионы", - рассказала представительница правительства.
Третья категория учеников - дети, находящиеся за границей.
"Они скорее считаются как дистанционные, но часто не могут посещать урок, потому что в это время имеют занятия в условной школе в Варшаве", - отметила эксперт.
Четвертая категория - дети, которые находятся на временно оккупированных территориях и тоже учатся в украинских школах дистанционно.
Преодоление "двойной нагрузки" учителей
Кузьмичева отметила, что, даже имея дело с несколькими категориями учеников, учителю работать весьма нелегко.
"Вот учитель заходит на урок, работает с детьми в классе. Присоединяются онлайн дети из других регионов. Это все же две разных аудитории, которым нужно уделить время. Это чрезвычайно трудно. Все равно кто-то из этих аудиторий будет терять во внимании, вовлечении в процесс, в коммуникации со сверстниками", - объяснила она.
Замминистра напомнила, что Украина входит уже в третий учебный год в условиях войны.
"И мы не можем говорить, что это нормально. Потому что учителя работают в нетипичных для них условиях. Это - двойная нагрузка. И качество образования для школьников будет хуже. Это вызов. Его нужно честно признавать и реагировать на него. И говорить о том, что все эти категории учащихся должны быть разведены по отдельным классам, или формам обучения. Если это очное обучение, то учитель работает только с очной аудиторией. Дистанционное обучение - отдельные дистанционные классы", - объяснила специалист.
"Разведение" учеников на практике
По словам Кузьмичевой, обучение разных категорий учеников в разных форматах будет обязательным с 1 сентября 2025 года.
"Цель - чтобы ученик получал качественное образование. И для этого мы должны каждой аудитории предложить форму и формат обучения, которые отвечают их запросам", - объяснила специалист.
В качестве примера она привела условную полтавскую школу, в которой было два пятых класса по 24 ребенка.
"Какой-то из этих классов становится очным: в нем учатся дети и из первого, и из второго класса. Потому что физически туда ходит только 20 учеников. Ведут занятия те учителя, которые работают с этими детьми. Дети того же года обучения, но которые не в Полтаве по разным причинам, не собираются пока возвращаться, учатся дистанционно", - рассказала Кузьмичева.
Эксперт добавила, что есть и такие, кто переехал, например, в Ужгород.
"Но по неизвестным нам причинам не идет в местную школу учиться. Они тоже учатся дистанционно. Они должны учиться отдельно, не с теми, кто сейчас сидит за партами. Если нагрузка позволяет, это могут быть те же учителя. Но суть в том, чтобы все эти категории учились отдельно", - отметила представитель правительства.
Однако ученики, которые находятся за границей, часто не могут подсоединяться к занятиям в то время, когда идет урок в украинской школе (поскольку учатся в местных учебных заведениях).
"Для этой категории введен еще в 2023 году украиноведческий компонент (сокращенная программа, по которой дети могут изучать предметы, которых нет в зарубежных школах - Ред.). Это позволяет детям, находящимся за границей, учить только украинский язык, литературу, историю, правоведение, географию и защиту Украины. Остальные предметы ученику перезачисляют. Разработаны рекомендации для учителей, как это делать", - подытожила эксперт.
Напомним, ранее мы рассказывали, что уменьшение дистанционного обучения улучшило показатели учащихся украинских школ.
Читайте также, как выглядят самые дорогие школьные укрытия в Украине.
Срочные и важные сообщения о войне России против Украины читайте на канале РБК-Украина в Telegram.