Новые правила брони от мобилизации. Что изменится и к чему готовиться работодателям
![Новые правила брони от мобилизации. Что изменится и к чему готовиться работодателям](https://www.rbc.ua/static/img/_/d/_devdroid_lviv_programisti_distantsiyno_kerovanoyi_tureli_tnr_0fc2fc33713c621d3f2473ddbd66ba91_650x410.jpg)
22 ноября Кабмин принял Постановление №1332, которое полностью меняет порядок бронирования сотрудников. Изменения вступят в силу с 1 декабря 2024 года, хотя некоторые положения уже действуют. Что означают эти нововведения для бизнеса и к каким вызовам нужно быть готовым – в колонке адвоката Nota Group Антона Маринича.
Содержание:
- Новые правила бронирования: что изменилось
- Что это значит для бизнеса: основные нововведения
- Что учитывать компаниям
Новые правила бронирования: что изменилось
Бронирование военнообязанных работников – это не только право, но и важный инструмент поддержки бизнеса, особенно в сложные времена. Однако теперь этот процесс будет значительно отличаться от того, к чему мы привыкли.
1. Все заявления – через портал "Дия"
До недавнего времени существовало два порядка бронирования, и компании могли выбирать, представлять списки военнообязанных для бронирования субъекту, который предоставил статус критичности с последующим согласованием в Министерстве обороны Украины и Минэкономики или воспользоваться порталом "Дия". По новым изменениям, все процедуры переведены в цифровой формат.
Использование портала "Дия" безусловно разгружает и упрощает процессы бронирования. Это удобно как для крупных компаний, так и малого бизнеса.
Но не стоит забывать о военном учете, который неотъемлем от бронирования, поэтому у кого возникают трудности с ведением военного учета и бронированием, пригодятся всегда аутсорсинговые компании, у которых этот процесс налажен.
2. Отменены согласования Минэкономики и Минобороны
Теперь не будет необходимости получать согласования от Минэкономики и Минобороны. С одной стороны, это значительно ускоряет процесс, с другой – при такой автоматизации существует прямая зависимость от данных, содержащихся в реестрах.
Например, ошибка в одном из реестров по фамилии или идентификационному коду может привести к отказу в бронировании и пока она не будет исправлена – для такого работника возможность забронироваться закрыта.
3. Возможность выбратт квоту бронирования
Это дополнительная возможность для работодателей сохранить свое производство. Общее ограничение в бронировании 50% военнообязанных так и остается, за отдельным решением Министра обороны это количество может быть увеличено. Зато руководители все равно остаются перед сложным решением – кому предоставить бронирование в пределах квоты.
4. Ограничение на бронирование из-за низкой зарплаты
Если выплаченная за месяц на руки зарплата работника на критически важном предприятии (учреждении) меньше 2,5 минимальных зарплат (20 тысяч гривен), бронирование для него невозможно. При этом такой уровень выплаты должен быть осуществлен за весь отчетный квартал, что на сегодняшний день для многих компаний будет нагрузкой на их бюджет и непременно приведет к росту цен на продукцию.
О бронировании вновь принятых работников можно забыть, поскольку он должен проработать полный отчетный квартал, в котором за каждый месяц получать от 20 тысяч гривен заработной платы и для таких работников ближайший отчетный квартал это январь-март 2025 года, а подать на бронирование выйдет только в апреле 2025 года.
5. Новый порядок расчета количества работников для бронирования
Общее количество военнообязанных теперь не учитывает военнообязанных женщин. С одной стороны это выглядит как упрощение, но с другой это ставит под удар деятельность фармацевтических компаний, в которых большинство персонала – это женщины.
Что это значит для бизнеса: основные нововведения
Новые правила повлияют на все аспекты управления персоналом:
- Увеличение нагрузки на кадровые службы. Заявления через "Дию", подготовка документов и новые расчеты – все это потребует больше внимания.
- Необходимость повышения зарплат. Для многих работодателей это станет серьезным вызовом, особенно в сферах, где средний уровень доходов ниже 2,5 минимальных зарплат.
- Риски потери квалифицированных кадров. Если бронированию подлежит только 50% сотрудников, возникает риск мобилизации ключевых сотрудников, которые могут быть незаменимыми для производственного процесса.
Что учитывать компаниям
Новые правила бронирования направлены на упрощение процессов, но они и создают дополнительные вызовы для бизнеса.
Теперь работодателям решить проблему с поднятием заработной платы работникам, в том числе за октябрь и заново подтвердить соответствие критериям критичности. В противном случае все имеющиеся бронирования и статусы критичности будут отменены 28 февраля 2025 года.