О том, какие отношения сложились между топ-представителями команды власти, как Владимир Зеленский принимает кадровые решения и какие управленческие практики времен "Квартала-95" доказали свою эффективность в условиях большой войны – подробнее в материале РБК-Украина.
Одно из самых популярных видео первых дней полномасштабной войны было снято возле Офиса президента на Банковой. Сам Владимир Зеленский, глава ОП Андрей Ермак, его советник Михаил Подоляк, премьер-министр Денис Шмыгаль, глава фракции "слуг" в парламенте Давид Арахамия показали украинцам, что они "тут" и никуда убегать не собираются.
Собеседники РБК-Украина в различных органах власти рассказывают, что поведение топ-функционеров в первые дни и недели вторжения – важный фактор, по которому Зеленский определяет свое к ним отношение и, соответственно, дальнейшие политические перспективы каждого.
Конечно, на то видео с Банковой попала далеко не вся "основа" властной команды. К примеру, отсутствует спикер Руслан Стефанчук – исключительно из соображений безопасности, поскольку если что-то случится с Зеленским, именно глава ВР становится и.о. президента. При этом покидать Киев Стефанчук категорически отказался. Но в западные регионы, согласно принятому "наверху" решению, отправились многие "топы" исполнительной власти, де-факто Кабмин был разделен надвое.
Случаев "несанкционированного" покидания Киева в команде власти было очень мало. Собеседники издания обычно вспоминают замглавы ОП Кирилла Тимошенко, который уехал на Галичину вскоре после февральского вторжения и якобы некоторое время даже не был на связи. Хотя Тимошенко и остался в команде, эта история, как говорят на Банковой, заметно подорвала его позиции.
К тому же недавно Тимошенко попал в пару громких имиджевых скандалов, связанных с машинами, на которых он передвигается. Естественно, это не осталось без внимания, но к потере должности все-таки не привело. По словам одного из собеседников в окружении Зеленского, Тимошенко, отвечающий за региональную политику, "делает ту работу, которую вместо него никто не будет делать" – и за счет этого остается на посту.
При этом другой собеседник РБК-Украина на Банковой полагает, что баланс "токсичность/результаты" в случае с Тимошенко давно зашел в минус – в частности, ему вменяют перманентный конфликт между центральной властью и местным самоуправлением.
"Возьмем, например, Татарова (замглавы ОП Олега Татарова, – ред.) – он тоже токсичен из-за своего прошлого, но он работает, приносит результаты. И это перевешивает весь негатив. А президенту главное, чтобы люди работу делали", – говорит собеседник.
О том, что Зеленский всегда ставит во главу угла результат, и не столь важно, каким способом он достигнут, собеседники РБК-Украина рассказывали задолго до февральского вторжения. С началом полномасштабной войны этот подход стал еще актуальнее, по понятным причинам.
Если кто-то из представителей власти объясняет неспособность чего-то добиться бюрократическими проблемами – президент быстро теряет интерес к разговору, а может и серьезно разозлиться. А вот если чиновник регулярно приносит Зеленскому очевидные, понятные, "продаваемые" результаты – он наверняка будет в фаворе.
С одной стороны, такой подход полезен, особенно в военное время, поскольку не дает чиновникам привычно "забалтывать" проблемы. Или сводить все к бюрократическим уловкам. С другой – есть ряд процессов, в которых в принципе не обойтись без скучной, невидимой, бюрократической работы (например, евроинтеграция). Осязаемые результаты, которые можно доступно разъяснить украинскому обывателю, тоже появляются не всегда и не сразу. Так что в этом плане слишком резкие управленческие методы Зеленского могут лишь навредить делу.
По информации издания, в ближайшей перспективе серьезных кадровых решений в верхушке властной команды не будет. Безусловно, текущие кадровые перестановки будут продолжаться – к примеру, в январе Минагрополитики и Минстратпром могут объединить с Минэкономики, в рамках продолжающегося курса на укрупнение министерств.
"Есть общее мнение, что до окончания войны серьезно тасовать команду не будут. А после победы уже сделаем аудит, в частности, отмотаем время назад и вспомним, кто чем занимался сразу после 24 февраля", – говорит собеседник РБК-Украина на Банковой.
При этом, по его словам, абсолютного кадрового иммунитета не имеет никто. Есть две причины, которые могут довести топового члена команды до отставки: полный провал на вверенном ему участке работы или попытки вести какие-то свои игры и демонстрировать нелояльность. Последний сценарий сейчас едва ли возможен – вес и популярность Зеленского сейчас настолько выросли, что никто из членов команды в принципе не рискнет бросить ему вызов.
В свою очередь, собеседник РБК-Украина в "Слуге народа" рассказывает, что причин для вылета из команды может быть много, например – попадание в какой-то громкий имиджевый скандал. "Если увольнение человека – это результат чисто "внешних" факторов, например, скандала какого-то, то человеку еще дадут и возможность объяснить ситуацию, оправдаться, такие случаи уже бывали", – говорит собеседник.
Попытки слишком перетягивать одеяло на себя и резко выходить за рамки полномочий также могут привести к потере должности, яркие примеры – экс-спикер Дмитрий Разумков и экс-премьер Алексей Гончарук. При этом собеседники издания признают, что есть исключение – это Офис президента, который с началом полномасштабной войны стал еще более влиятельным, де-факто вытеснив парламент с политической карты как таковой.
Следовательно, Андрей Ермак плотно закрепил за собой роль второго человека в Украине, пользуясь личным расположением и близостью к президенту, а также участием во всевозможным процессах, связанных с войной, от введения санкций против РФ до разработки планов урегулирования. Его подчиненные по ОП нередко также имеют политический вес, намного превышающий их формальные должности. К примеру, главы каких-то департаментов в ОП в неформальном табеле о рангах стоят повыше некоторых замминистров, а то и наравне с самими министрами.
С началом большой войны резко выросла роль горизонтальной коммуникации во власти, где не так важно, кто какую ветвь в ней представляет. "Вот, с этим замминистра ты когда-то генераторы возил в регион, а с этим человеком из ОП помогал эвакуировать людей – так и строятся прямые связи", – говорит собеседник РБК-Украина в парламенте.
По его словам, сейчас в команде власти применяется "кварталовско-КВНовский менеджмент", когда собирается команда людей под решение конкретной задачи. Когда-то речь шла, например, о написании сценария к фильму или подготовке новой концертной программы. Сейчас – о введении санкций против РФ, евроинтеграции, создании трибунала над агрессорами и т.д. "Создание новых и новых рабочих групп постоянно кто-то критикует, а на самом деле это очень эффективный подход, который приносит плоды", – говорит собеседник в СН.
В качестве примера можно привести заседания по повестке дня ВР, проходящие примерно раз в две неделе. Помимо спикера Руслана Стефанчука и его первого заместителя Александра Корниенко, в них принимает участие премьер Денис Шмыгаль (если находится на месте), опционально – другие представители Кабмина, первый замглавы фракции Андрей Мотовиловец (ответственный за сбор голосов и дисциплину депутатов), глава ОП Ермак с заместителями, глава партии "Слуга народа" Елена Шуляк. Эти люди встречаются на Банковой вживую, остальные, например, главы комитетов, включаются по Zoom. С лета к участию в таких совещаниях вернулся и сам Владимир Зеленский – ранее у него огромную часть времени забирала запись видеообращений, встречи с зарубежными гостями и прочая дипломатическая активность.
Глава фракции СН Давид Арахамия на подобных совещаниях присутствует не всегда – сейчас он меньше занимается управлением "слугами" в парламенте, а в большей мере, за счет высокого доверия со стороны Зеленского, является своего рода "послом президента по особым поручениям". Диапазон таких поручений очень широк: от урегулирования проблемной ситуации с каким-то местным чиновником до обсуждения планов по мирному урегулированию – все вместе это ставит Арахамию на очень высокое место в неформальной властной иерархии.
Безусловно, важнейшее место в команде власти занимает и руководство силовых и армейских структур, роль которых беспрецедентно выросла. Вокруг отношений Владимира Зеленского и Валерия Залужного всегда ходило множество слухов, собеседники РБК-Украина тоже описывали их по-разному. Ясно одно – и за спиной президента, и за спиной главкома есть люди, которые хотели бы их столкнуть и противопоставить друг другу, не в интересах Кремля, а из-за собственных амбиций. Этим и объясняются оффрекорд-комментарии о возможном уходе Залужного, которые появляются в западной прессе.
В силовом блоке за время масштабной войны случилось две ротации – своих должностей лишились генпрокурор Ирина Венедиктова и глава СБУ Иван Баканов. Случай с Бакановым показателен – с Зеленским они дружат с детства. Но глава СБУ – одного из ключевых структур в противодействии российской агрессии – полностью провалил работу Службы в первые дни большой войны.
Как рассказывали знакомые с ситуацией собеседники РБК-Украина, тогда "СБУшники где-то растворялись целыми департаментами, никого не могли найти". Очень невыразительная работа СБУ весной, наличие высокопоставленных предателей и стали теми факторами, которые перевесили для Зеленского историю давней дружбы и привели к замене Баканова на Василия Малюка.
Окончание войны с РФ, безусловно, приведет к переформатированию власти, но каким именно оно будет и кто из основных игроков останется на поле – пока неизвестно. Все зависит от того, когда и, главное, на каких условиях наступит мир.
"Я бы не сказал, что интриг сильно меньше стало. Но в целом появилось осознание ценности времени, тренд на более точную расстановку приоритетов. Откровенного булшита точно меньше, больше занимаемся конкретными вещами, вроде евроинтеграционных законов", – описал текущий момент собеседник издания в "Слуге народа".