Как выбрать зимние шины: ключевые советы
Наверное, никакая другая покупка для автомобиля не вызывает у владельца столько сомнений, как покупка шин, причем именно зимних. И ничего удивительного – слишком уж многое зависит от этого выбора и слишком дорого шины стоят, чтобы отказаться от неудачного комплекта и направиться за новым.
О том, как правильно выбрать тип и модель зимних шин, читайте в материале РБК-Украина.
При подготовке публикации были использованы материалы изданий "Автоцентр" и Auto Bild, а также пресс-сайт Rosava.
Правильность подбора шин во многом зависит от условий эксплуатации конкретного автомобиля – модель резины, идеальная для одного владельца, будет едва пригодной для другого, хотя при этом они могут ездить на одинаковых машинах. Поэтому сразу предупредим, что для выбора именно того, что вам нужно, придется немного погрузиться в тему.
Зимние шины, производимые для массового потребителя, разделены на несколько групп, что помогает не ошибиться в выборе. Согласно этой классификации мы и поведем наш разговор. Но сначала коротко о видовых признаках зимних моделей покрышек.
Чем отличаются зимние от летних?
Летние шины не подходят для холодного времени года по двум причинам:
- Летняя резина протектора твердеет на морозе и хуже цепляется за дорогу;
- Для езды по снегу и льду выступы и углубления протектора должны быть не такими, как на летних шинах.
Таким образом, зимние шины изготовляют из компаунда, сохраняющего эластичность при низких температурах. А рисунок их протектора получает элементы, которые, во-первых, помогают отводить влагу с точек его контакта с дорогой, а во-вторых, позволяют блокам протектора глубже погружаться в мягкий снег и таким образом цепляться за него.
Наверное, стоит напомнить, что на скользкой дороге колесо скользит из-за того, что в месте его контакта со льдом последний подплавляется и образовавшаяся вода служит как смазка – и резина скользит по поверхности. Поэтому на зимнем протекторе есть ламели – тонкие надрезы шашек, которые при вращении колеса раскрываются и своей острой кромкой продавливают воду и цепляются за лед без смазки влагой. А большие и малые водоотводящие канавки на протекторе "зимы" отводят из пятна контакта крупные порции воды, на которых шина может всплыть, спровоцировав аквапланирование.
Европейские или арктические
Вообще-то неопытные автовладельцы обычно первым делом задают вопрос "с шипами или без?", но на самом деле его место под №2. А прежде всего следует выяснить, насколько зимними должны быть ваши шины.
Арктический тип (он же скандинавский, он же нордический) – это самый зимний вариант. Эти шины рассчитаны на настоящие морозы и заснеженную дорогу, причем снег может быть любого вида: рыхлый, уплотненный, укатанный в состояние льда плюс собственно лед. Для этого арктические шины имеют, во-первых, очень эластичную резину на протекторе, которая не "дубеет" даже при сильных морозах. А во-вторых, у нее свой специфический рисунок протектора с широкими канавками между блоками шашек и грубыми “зубастыми” блоками в плечевой зоне (по краям).
Упрощенно говоря, снаружи арктические шины больше похожи на агрессивные "вездеходные". Однако на дороге без снега, на чистом асфальте и на мокрой дороге они тоже работают хорошо. Именно среди арктических моделей можно найти шипованные шины. Такая широкая функциональность объясняет высокую цену арктических шин.
Европейский тип зимних шин внешне больше похож на обычные летние модели, но на них тоже есть ламели и много дорожек для отвода влаги, а края блоков имеют острые углы для лучшего погружения в слой снега. Компаунд протектора у них тоже морозостойкий, но не столь мягкий. Такие шины позиционируют как "обувку" для мягких европейских зим, когда околоплюсовая температура сменяется ночными морозами, а сухой вымороженный асфальт – слоем свежего снега или мокрой снежной кашей. В принципе, большинство таких моделей демонстрируют лучшую, чем у арктических, управляемость на скорости, но зимой вообще не стоит прибегать к любым скоростным маневрам.
С шипами или без
Шипованные шины – эффективный инструмент для улучшения торможения, разгона и управляемости на льду и плотно укатанном снегу. Но шипы – не панацея от зимы, у них есть свои слабые места. Так, при интенсивном торможении шипы ”всплывают” на подушке из наструганного ими же льда, при ускорении с пробуксовкой они фрезеруют во льду канавки и теряют эффективность, при холодах ниже –20оС уже не каждый лед им “по зубам”. И тем не менее есть много ситуаций, когда арктические шины с шипами лучше, чем без них.
Реальные минусы шипованных шин – заметно большая цена и шум во время движения. То, что шипованные шины хуже тормозят на чистом асфальте, для большинства моделей неправда, потому что мягкая резина арктических шиповок лучше других протекторов цепляется за дорогу, компенсируя присутствие металла в пятне контакта.
Как выбирать зимние шины
Кроме модели, при выборе зимних шин можно “отрегулировать” еще один параметр – клиренс автомобиля. Если позволят размеры колесных арок и конструкция подвески автомобиля, можно выбрать шины с большей высотой профиля (слой резины на колесном диске при виде сбоку). Особенно эффективным этот прием может быть, если у вас есть возможность приобрести для зимы отдельный комплект дисков, которые можно подобрать как по диаметру, так и по ширине. Кстати, на заснеженных зимних дорогах лучше показывают себя покрышки с умеренной шириной протектора.
Однако здесь важно точно выяснить, какие максимальные параметры шин и дисков допустимы на вашем автомобиле без риска, что колеса будут "затирать" за крылья, детали подвески или рулевую трапецию. Подробную информацию можно получить от коллег-автовладельцев в тематических группах соцсетей или на клубных форумах владельцев машин вашей марки.
А может, б/у?
Некоторые украинские компании, торгующие резиной уважаемых мировых брендов, одновременно предлагают автомобилистам подержанные шины. И в случае с зимними шинами такая покупка иногда имеет смысл. Дело в том, что шины б/у чаще всего импортируют из развитых стран, где владельцы часто списывают их не при 1,6 мм окончательной глубины протектора, а примерно при 4 мм. При таком износе шины премиальных марок, особенно европейского типа, примерно равны по основным характеристикам новым шинам бюджетного класса.
Разница в пользу новой резины будет там, где нужна большая глубина протектора – в мокрой снежной каше, на толстом слое воды на асфальте, в рыхлом перемолотом снегу.
Если коротко
Главное правило при выборе зимних шин – правильно определить свои потребности. Так, если вы зимой периодически отправляетесь в дальнюю дорогу независимо от погоды и времени суток, вам лучше обуваться в более универсальную "арктику", хотя бы без шипов. Если же вы живете в городе с хорошо отлаженной коммунальной службой, и в неотложные путешествия зимой не отправляетесь, вам может хватить и "европеек".
С учетом того, что в случае суровой зимней непогоды можно просто остаться дома или воспользоваться такси. Шипы будут иметь смысл даже если на ваших ежедневных маршрутах есть одно, но постоянное проблемное место – заледеневший подъем, заснеженный крутой спуск с поворотом, знак STOP на вечно ”отшлифованном” перекрестке.
Недавно РБК-Украина рассказывал, как переобуть автомобиль в зимнюю резину и не отправить его при том в ремонт.