В Украине действует базовый закон о противодействии отмыванию средств/финансированию терроризма (ПОС/ФТ). Кроме того, банки на основе решений НБУ устанавливают свои нормы по проверке клиентов и их операциям.
О том, как действует финмониторинг в банках Украины, - в материале РБК-Украина .
При подготовке материала использовались: комментарий Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), нормы законодательства, уведомление Национального банка Украины.
Как отметили в комментарии для РБК-Украина в НАБУ, закон предусматривает основания для блокирования операций клиентов.
Так, в статье 21 отмечается, что финансовые операции независимо от суммы считаются подозрительными, если у банка есть достаточные основания для подозрения, что они являются результатом преступной деятельности или связаны или касаются финансирования терроризма.
Поэтому банк имеет право остановить платеж без предварительного уведомления клиента на два рабочих дня, сообщив об этом в Госфинмониторинг.
Кроме того, при необходимости банк проверяет данные клиентов, их бизнес, источники происхождения доходов для оперативного выявления необычного поведения и подозрительных финансовых операций.
При этом не подлежат проверке операции, которые по анализу и характеру сути деятельности клиента не вызывают у банка подозрения, сообщили в НАБУ.
Финансовый мониторинг - деятельность по выявлению незаконно полученных доходов и предотвращению финансирования терроризма. Осуществляя денежный мониторинг, банки и небанковские денежные учреждения проверяют клиентов и анализируют их денежные операции.
Идентификация и верификация - это одна из многих процедур проведения финмониторинга. Идентификация и верификация клиента проводится до установления деловых отношений, совершения сделок, проведения финансовой операции, открытия счета. Верификация клиента также может быть проведена после открытия счета, но до проведения первой финансовой операции, отметили в НАБУ.
Национальный банк Украины 1 августа 2023 года ужесточил требования к внесению наличных через платежные терминалы на любую сумму. Теперь квитанции должны содержать номер мобильного телефона плательщика.
Во время операции по внесению наличных через программно-технический комплекс самообслуживания (ПТКС) плательщик должен:
Без пароля
В то же время, требования не распространяются на такие платежи, как:
Как отметили в НАБУ, раздел III закона о ПОС/ФТ относит к финансовым операциям, подлежащим финансовому мониторингу, пороговые операции и подозрительные финансовые операции:
Подозрительные финансовые операции (деятельность) - финансовые операции или попытка их проведения независимо от суммы, на которую они проводятся, считаются подозрительными, если субъект первичного финансового мониторинга (СПФМ) имеет подозрение или имеет достаточные основания для подозрения, что они являются результатом преступной деятельности или связаны или касаются финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового поражения.