В понедельник, 17 июня, президент Владимир Зеленский подписал проект закона №8300 об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.
РБК-Украина рассказывает, что известно об этом законопроекте, а также, что и когда он может изменить для украинцев.
Проект закона №8300 об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств был зарегистрирован в Верховной Раде 22 декабря 2022 года.
Инициатором законопроекта выступила группа народных депутатов, среди которых: Ирина Кормышкина, Даниил Гетманцев, Ольга Василевская-Смаглюк, Ярослав Железняк и другие.
Главным комитетом ВРУ по этому вопросу стал комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики под руководством Даниила Гетманцева.
Проект закона №8300 (скриншот: itd.rada.gov.ua/billInfo)
21 мая 2024 года Верховная Рада рассмотрела этот законопроект во втором чтении и приняла в целом 294 голосами.
Результат голосования за законопроект №8300 (скриншот: t.me/yzheleznyak)
17 июня он был возвращен с подписью от президента Украины.
Согласно пояснительной записке, проект закона №8300 является евроинтеграционным и был разработан с целью:
По словам Гетманцева, действующий ЗУ "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" вступил в силу почти 20 лет назад и устарел.
"Сейчас лимит ответственности страховщика за вред, причиненный жизни и здоровью, составляет 320 000 грн на одного потерпевшего (независимо от количества потерпевших), а за вред, причиненный имуществу потерпевших - 160 000 грн на одного потерпевшего (но не более 800 000 на одно страховое событие)", - рассказал нардеп в своем Telegram.
Именно поэтому новым законопроектом предлагается, в частности, постепенно повысить размеры страховых сумм до размеров, установленных в странах ЕС.
"В течение двух лет после введения закона в действие предлагается поэтапно увеличить эти суммы за ущерб, причиненный жизни и здоровью потерпевших, до 1 млн грн (на одного потерпевшего) и 20 млн грн на один страховой случай (независимо от количества пострадавших). А за ущерб, причиненный имуществу пострадавших - до 2 млн грн на один страховой случай (независимо от количества потерпевших)", - пояснил глава комитета ВРУ.
Кроме того, проект закона предлагает:
Адвокат Роман Симутин после подписания документа президентом отметил, что это - прогрессивный закон.
"Особенно это касается пострадавших. А самое главное, что можно будет получить возмещение в случае банкротства", - объяснил он в своем Telegram.
Согласно заключительным и переходным положениям, закон №8300 вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие с 1 января 2025 года, кроме:
Основные изменения, на которые следует обратить внимание водителям после принятия законопроекта, подытожил начальник юридического управления МТСБУ Роман Роменский.
Увеличение лимитов страхового возмещения по договорам ОСГПО.
С 1 января 2025 года лимиты страхового возмещения должны составлять 250 тыс. грн за поврежденное в ДТП имущество на одного потерпевшего (1,25 млн грн на событие) и 500 тыс. грн за ущерб, причиненный здоровью, одному потерпевшему (5 млн грн на событие).
Следующий этап - с 1 января 2026 года (но не ранее момента прекращения или отмены военного положения).
При условии его отмены, со следующего года суммы увеличиваются по жизни и здоровью до 1 млн грн на потерпевшего и 20 млн грн на страховой случай. При этом по имуществу на потерпевшего уже ограничения нет, а есть только 2 млн грн на случай.
Страховые суммы, согласно закону №8300 (инфографика: mtsbu.ua)
Введение свободного ценообразования для договоров страхования.
Речь идет о том, что страховые компании получат право самостоятельно устанавливать цены по соответствующему страховому продукту и индивидуально для каждого клиента.
По мнению экспертов, политика "свободного ценообразования" предоставит страховщикам больший опцион выбора и будет стимулировать страховые компании создавать оптимальные продукты под каждого клиента (в соответствии с рыночными условиями) и предоставлять более качественные услуги.
Размеры страховой премии, согласно закону №8300 (инфографика: mtsbu.ua)
Отмена франшизы в договорах ОСГПО ("автогражданки").
В настоящее время практически все договоры страхования ответственности водителей имеют пункт о франшизе - сумме ущерба, которую в случае ДТП покрывает не страховая компания, а водитель (владелец полиса).
Согласно закону №8300, по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности применение франшизы запрещается (т.е. все договоры страхования не должны содержать такой "опции").
Франшиза, согласно закону №8300 (инфографика: mtsbu.ua)
Внедрение изменений в условиях страхования льготных категорий.
В настоящее время отдельные категории граждан освобождены от страхования ответственности водителя, а возмещение потерпевшим вместо них должно оплачиваться Моторным (транспортным) страховым бюро Украины. Кроме того, некоторые категории граждан имеют право на 50% скидки при заключении договора ОСГПО.
Закон предлагает внедрить 50% скидки на один полис ОСГПО для всех категорий льготников. При этом Кабинет министров Украины:
Льготное страхование, согласно закону №8300 (инфографика: mtsbu.ua)
Введение прямого урегулирования убытков (ПУУ) для всех страховых компаний, занимающихся "автогражданкой".
Система ПУУ функционирует в Украине с 2016 года, однако расчеты в ней проводят только 11 страховщиков (ведь сейчас участие в системе является добровольным).
Новый закон предлагает, чтобы все страховщики-члены МТСБУ работали в системе прямого урегулирования убытков. Это позволит проводить расчеты страхового возмещения более эффективно (при ПУУ проведение страховой выплаты происходит в среднем за 32 дня, по "обычной" процедуре - 73 дня).
Прямое урегулирование убытков, согласно закону №8300 (инфографика: mtsbu.ua)
Внесение изменений в начисление страховой выплаты - без учета износа и выплаты на СТО.
Новый закон предлагает осуществлять расчет страховой выплаты без учета износа автомобиля (как это происходит сейчас).
Кроме того, страховые компании будут обязаны "стимулировать" клиентов к проведению выплат сразу на СТО - предоставлять три варианта СТО в пределах 150 км от места жительства потерпевшего.
Если же транспортное средство "на гарантии", то по требованию потерпевшего должен быть определен авторизованный сервисный центр соответствующего производителя.
В случае отказа потерпевшего от осуществления оплаты на СТО, такая выплата должна осуществляться страховщиком (МТСБУ) на банковский (платежный) счет потерпевшего лица.
Отмена лимита страхового возмещения по Европротоколу.
В настоящее время страховая выплата в случае ДТП, оформленного с помощью Европротокола, ограничивается лимитом в 80 000 грн.
После вступления в силу нового закона лимит возмещения будет в пределах страховой суммы (если НБУ не установит максимальные размеры выплаты).
Более частая проверка наличия договора ОСГПО ("автогражданки").
Сейчас Национальная полиция проверяет наличие "автогражданки" при составлении протоколов насчет нарушения правил дорожного движения (ПДД) и при оформлении материалов дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
Согласно новому закону, Национальная полиция получает право проверить наличие договора ОСГПО в следующих случаях:
Кроме того, Государственная пограничная служба Украины сможет проверять наличие договора ОСГПО в местах осуществления ими пограничного контроля - независимо от принадлежности и места регистрации транспортного средства (хотя сейчас проверка проводится только при пересечении транспортными средствами государственной границы).
В заключение, проверку наличия "автогражданки" будет осуществлять Укртрансбезопасность - при осуществлении государственного надзора (контроля).
Напомним, ранее мы рассказывали, какие штрафы придется заплатить, если ездить на авто без страховки.
Читайте также, как страхуют авто от прилетов и можно ли получить 100% компенсацию.
При подготовке материала были использованы следующие источники: Верховная Рада Украины, проект закона №8300, Telegram-каналы Даниила Гетманцева, Ярослава Железняка и Романа Симутина, МТСБУ.
Срочные и важные сообщения о войне России против Украины читайте на канале РБК-Украина в Telegram.
Внимание! Во время войны активизировались интернет-мошенники, выдающие себя за сайт РБК-Украина. Они используют наш дизайн, персональные данные редакции и похожий адрес сайта. Единственный домен РБК-Украина - www.rbc.ua. О фейковых страницах с нашим названием сообщайте на почту: sb@rbc.ua.