Автомобили, которые могут двигаться без водителя, журналисты сегодня называют "автономными", "самоуправляемыми", "беспилотными". Так ли это на самом деле? Чтобы четко классифицировать способности таких машин, инженеры SAE International создали свою классификацию – и она не настолько оптимистична, чтобы говорить об “автопилоте”.
О том, какого уровня автономности достигли современные "самоуправляемые" автомобили, читайте в материале РБК-Украина.
При подготовке публикации были использованы материалы изданий Автоцентр, AutoBild, компании Bosch и SAE International.
Над автомобилем, в котором водитель не нужен, конструкторы трудятся уже не первый десяток лет. Успехи есть, в печати замелькали термины "автопилот", "самоуправляемые" и т.д. Но… Забегая вперед скажем, что самые новые современные "автономные" машины все равно имеют водителя, и он находится в салоне отнюдь не на вторых ролях.
Стремление автопроизводителей поярче представить свой товар в некоторой мере привела к неприятностям. Автомобили с системами, которые получили устойчивый имидж автопилота, начали попадать в аварии. При разборе которых выяснялись удивительные вещи. Например, во-первых, то, что все называли автопилотом, оказалось просто адаптивным круиз-контролем и системой удержания в полосе, а во-вторых, что водительское кресло в момент вылета машины с трассы … было пустым. При том что даже в навороченных Tesla с самой продвинутой системой “самоуправления” Full Self-Driving драйверу предписано держаться руками за руль.
Но потребность в корректном описании возможностей конкретной “самоуправляемой” машины возникла даже не поэтому. Серьёзным фактором сдерживания в распространении автономных машин стало законодательство. Многие государства всерьез (и совершенно справедливо, кстати) озаботились вопросом: кто будет отвечать, если машина “на автопилоте” совершит ДТП с тяжелыми последствиями? Но первые попытки законодательно отрегулировать вопрос уперлись в само понятие “автономности”: какой автомобиль считать самоуправляемым, а какой – всего лишь щедро укомплектованным системами помощи водителю?
И вот тогда авторитетная профессиональная организация SAE (Society of Automotive Engineers – сообщество автомобильных инженеров) создала систему классификации машин с функцией самоуправления. Она не идеальна, но многое расставляет по своим местам.
Ныне выпускаемые автомобили, не претендующие на титул “автономных”, но имеющие системы помощи водителю, в какой-то момент заменяющие его. Ключевой момент – именно “временность”, непродолжительность этой замены. Например, антиблокировочная система тормозов ABS, которая вместо водителя осуществляет безопасное прерывистое торможение, не относится к элементам самоуправления. И даже система экстренного торможения, срабатывающая при обнаружении опасности не человеком, а электроникой, тоже таковой не считается.
Пропуск на первый уровень “автономности” – наличие хотя бы одной системы, которая после включения полностью освобождает водителя от труда контролировать одну из задач управления – направлением движения или ускорением-замедлением. Чаще всего речь об адаптивном круиз-контроле, который не требует участия водителя в решении задачи поддержания заданной скорости, в том числе и когда этому препятствуют другие участники движения.
Уровень, когда автоматизация касается уже обеих составляющих задачи управления машиной – и ускорением-замедлением, и направлением движения. При этом также имеется в виду, что самоуправление ограничено периодом, на которое его включили, а еще – условиями, в которых оно способно работать (например, водителю придется немедленно вмешаться, когда машина попадает на дорогу без разметки или отбойников
То же самое, что и уровень 2, но возможное вмешательство человека в ситуацию не должно быть таким срочным, поскольку система сама реагирует на нештатные ситуации и совершает неотложные действия, например, экстренное торможение. Иначе говоря, при активированном “автопилоте” (кавычки не случайны) водитель может расслабиться в большей степени – смотреть фильм, читать что-то в смартфоне. На самом деле отличия между Уровнем 2 и Уровнем 3 довольно размыты, хотя в некоторых интерпретациях прямо говорится, что автомобили с Уровнем 3 должны сами объезжать неожиданно возникшие препятствия.
Отличия от предыдущего уровня в том, что человек при активированной системе еще более свободен, хотя все равно считается водителем. От него не требуется постоянного наблюдения за обстановкой – он может даже спать или пересесть на другое место в салоне. Важное ограничение в том, что такое самоуправление допускается лишь в некоторых географических зонах (технически вопрос в том, что мозг автомобиля использует прописанную в его памяти 3D-карту района).
Полная автоматизация управления, наличие руля и педалей в салоне опционально. С точки зрения сегодняшних технологий, такие системы реальны или при тщательно прописанных в памяти оцифрованных 3D-картах каждой локации на маршруте, или при онлайн-обмене автомобиля информацией с другими участниками дорожного движения и объектами инфраструктуры.
Беспилотное будущее ближе, чем нам кажется. Но если говорить о полном отсутствии руля и педалей, то в нашей стране это произойдет не скоро. На самом деле не так они и нужны, эти абсолютные автопилоты, но локальная беспилотность более востребована, и она совсем рядом: самостоятельная парковка или, скажем, автономное движение в пробке не зависят от состояния разметки на дороге, да и от состояния самой дороги тоже. Тем более что автомобили с таким функционалом доступны в Украине уже сейчас.
Напомним, ранее РБК-Украина рассказывало, что нужно сделать с машиной в преддверии зимы.