100 километров от Бейрута. Как военные ЦАХАЛ защищают Израиль на границе с Ливаном
Израиль продолжает наземную операцию в Ливане, ликвидируя террористов "Хезболлы". Каких целей достигает Израиль, чем служба в ЦАХАЛ похожа на работу защитников в ВСУ во время войны – в материале РБК-Украина.
Роман Гольдман служит в элитном подразделении Армии обороны Израиля, предназначенном для спасения сбитых летчиков, а также медицинской эвакуации бойцов с поля боя. Сейчас он несет службу примерно в сотне километров от Бейрута, столицы Ливана. 23 сентября этого года Израиль начал операцию "Стрелы Севера", направленную против боевиков "Хезболлы". С 1 октября продолжается ее наземная фаза.
В интервью РБК-Украина Роман Гольдман рассказал, как проходит военная операция Израиля в Ливане, об особенностях службы в медподразделении ЦАХАЛ и про общих врагов Украины и Израиля.
Общий скрытый враг. Ситуация на границе Израиля и Ливана
Цель операции израильской армии на юге Ливана – уничтожить военную инфраструктуру и ракетный потенциал террористов "Хезболлы", представляющих угрозу для безопасности Израиля. Важная особенность военных задач Израиля – стремление свести к минимуму масштабы боевых действий, чтобы не нанести ущерб мирному населению Ливана, избежать полномасштабного конфликта и ограничиться локальными ударами.
"Я нахожусь в "серой зоне", на линии фронта в северной части Израиля. Израиль начал упреждающую операцию после многомесячных обстрелов с территории Ливана, инициированных "Хезболлой". Израильские силы действуют избирательно и с высокой точностью, чтобы решить поставленные задачи и защитить свое гражданское население на севере страны", – рассказывает Роман РБК-Украина.
Видео: Роман Гольдман о службе в армии Израиля и помощи Украине во время войны (youtube.com/РБК-Украина)
Нынешнюю операцию в Ливане против боевиков "Хезболлы" в СМИ иногда называют "Третьей ливанской войной", в противоположность первой (1982 года) и второй (2006-го). Основная причина всех конфликтов – нежелание большой части арабского мира, в том числе и на официальном уровне, в принципе признавать факт существования Израиля как государства, а также споры за статус конкретных территорий.
"В отличие от нашего предыдущего разговора, который касался обстановки в Секторе Газа, ситуация и характер службы здесь отличаются. После точечной ликвидации лидеров "Хезболлы", сейчас мы редко вступаем в прямые боестолкновения с боевиками, они отступили или разбежались. Боевые действия носят характер партизанской войны, где преобладают обстрелы и удары на расстоянии", – говорит Роман.
Солдаты, которые вошли в эту зону, ожидали немного другого сценария войны. Думали, что будут масштабные столкновения на земле. Знали, что противник сильный, хотя и не настолько, как Армия обороны Израиля. В Ливане израильские военные увидели, что боевики практически не оказывают масштабного сопротивления, продолжая наносить ракетные удары по северу Израиля и позициям войск.
"Теряя своих лидеров, террористические организации разваливаются, как карточный домик. После ликвидации лидера "Хезболлы" Саида Насраллы, мы наблюдаем, что организация ослабла и не может восстановить свои силы", – добавляет он.
Благодаря операции Израиля в Ливане десятки тысяч израильтян смогут вернуться на приграничные территории, обстреливаемые "Хезболлой" в течение долгих месяцев. Но одной из самых важных целей военных действий, по словам Романа Гольдмана, остается освобождение заложников, захваченных террористами и удерживаемых в секторе Газа. Сейчас наверняка неизвестно, сколько из них осталось в живых. Но долг Государства Израиль – вернуть живых и не допустить осквернения тел погибших.
Фото: Роман служит в подразделении, которое занимается эвакуацией летчиков и других военных с поля боя (предоставлено РБК-Украина)
"Проводя операцию в Ливане, мы защищаемся. Войска не проводят никаких операций, направленных против жителей Ливана, наших соседей. Ведь ливанцы стали фактически заложниками военизированной террористической организации. Цель – ликвидация боевиков "Хезболлы", организации, которая поддерживается и финансируется Ираном. Это явный враг, – враг наш, и наших коллег из ВСУ, враг наших братьев украинцев. Иран поставляет смертоносное оружие и шахеды (и РФ, и террористам "Хезболлы" – ред.). И при помощи этого оружия российская армия сегодня ежедневно нападает на Украину", – обращает внимание военный.
В ходе операции в Ливане израильская армия уже добилась ряда целей, которые существенно ослабили инфраструктуру террористов. Удалось обнаружить и разрушить многочисленные туннели, которые "Хезболла" выстроила на юге Ливана. Туннели использовались как ракетные шахты, склады оружия и амуниции, а также, для скрытного перемещения боевиков. Это угрожало безопасности приграничных районов Израиля.
Армия обороны ликвидировала основных высокопоставленных лидеров террористов и сотни боевиков "Хезболлы". Захватила множество позиций и складов с оружием, ракетных установок, направленых в сторону Израиля.
"Считаю, что результаты операции хорошие. Нам удалось ликвидировать большое количество туннелей, созданных по такой же схеме, что и в Секторе Газа. Было найдено также оружие, которым снабжают (боевиков – ред.) Сирия и Иран. Как солдат могу сказать, что армия обороны Израиля довольна таким результатом", – высказывает мнение Роман.
"Золотой час" для помощи. О работе врачей в армии Израиля
Военные медики в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) выполняют большой спектр задач на фронте. Они оперативно оказывают медицинскую помощь раненым на поле боя, стабилизируя состояние пострадавших до эвакуации. Они же обучают солдат навыкам первой помощи и тому, как спасать жизнь в экстремальных условиях.
Не раскрывая всех задач, которые приходится выполнять на фронте, Роман Гольдман делится некоторыми деталями из будней специального медицинского подразделения, которое эвакуирует солдат с поля боя.
"У нас есть стандарт – "золотой час". Это время с момента ранения солдата, когда нужно оказать необходимую помощь и эвакуировать его с поля боя. Если требуется, то всю экстренную помощь мы оказываем прямо на месте. И дальше, в течение часа, доставляем в больницу. Бывает, что доставляем вертолетами или другим специальным транспортом. Часто вывозим раненных на джипах", – рассказывает Гольдман.
Интересно, что военные врачи в Израиле работают не только на стабилизационных пунктах и в больницах, но и сопровождают солдат непосредственно в боевых действиях. Некоторые врачи также закреплены за боевыми батальонами, где они работают бок о бок с бойцами. Оказывают помощь и раненым солдатам, и гражданским лицам.
Фото: Помощь военным организована в армии Израиля на высоком уровне (предоставлено РБК-Украина)
Особенность армейской медицинской службы в том, что в военных операциях принимают участие лучшие доктора, считает Роман. В ЦАХАЛ служат врачи независимо от статуса – профессора, заведубщие отделениями. Врач есть в каждом боевом подразделении, которое выходит на задание.
"Это уровень врачей, которые оставили свои отделения и мобилизовались в боевое подразделение, чтобы защищать страну. Примерно на каждые 60 солдат приходится по одному медику. Это обеспечивает полноту покрытия медицинской помощью. Медики оснащены всем необходимым, в том числе, оборудования для переливания крови. Кровь хранится в специальном охлаждающем контейнере и благодаря поставкам из банка крови запасы регулярно обновляются. Это сводит к минимуму количество погибших по отношению к общему объему раненых", – делится собеседник сильными сторонами армии.
Врачи израильской армии славятся навыками оказания медицинской помощи в самых экстремальных условиях. Израильские полевые госпитали получили самый высокий рейтинг ВОЗ благодаря возможности быстро их развернуть и предоставлять полный спектр медицинских услуг.
В Израиле все военные после обязательной службы возвращаются в гражданскую жизнь, но остаются в резерве. Во время мобилизации резервистов они приходят в свои подразделения и вновь служат с теми же людьми. Это создает тесную связь и чувство семейной поддержки.
"В принципе вся израильская медицина базируется на резервистах. Во время войны врачи снимают белые халаты, надевают военную форму и отправляются на фронт, часто в самые горячие точки. Бойцов в бою сопровождают врачи высшей квалификации, с многолетним опытом. Израиль – небольшая страна, каждый гражданин важен. И жизнь здесь ценится очень высоко", – добавляет он.
Выезды волонтеров на фронт и контрактная служба для врачей
Украина – далеко не чужая страна для Романа Гольдмана. Здесь в первые дни российской агрессии он основал украинско-израильскую миссию FRIDA Ukraine. Врачи миссии уже более 2,5 лет выезжают на прифронтовые территории в Украине, где обследуют пациентов и бесплатно оказывают медицинскую помощь. Это команда объединяет свыше 1100 израильских и украинских медиков- волонтеров, которые помогают тысячам украинцев, пострадавшим от войны.
В состав миссий в Донецкой, Харьковской и других областях входят медицинские специалисты разных специальностей. Прием ведут эндокринологи, кардиологи, педиатры, стоматологи и врачи многих других специальностей.
По мнению Романа, израильский опыт организации медицинской помощи военным может пригодиться в Украине.
"Я считаю, что гибридная модель, когда украинские врачи могли бы выезжать в зону боевых действий на один-два месяца и затем возвращаться к своей гражданской работе, могла бы быть эффективной в Украине. Для врачей подписывать контракт на службу на несколько лет – довольно радикальное решение. Ведь они, прежде всего, гражданские и научные специалисты, а не военные. А вот система, где украинские врачи будут призваны на ограниченное время, поможет сохранить множество жизней военных", – высказывает он мнение.
Фото: Волонтерские миссии FRIDA Ukraine на прифронтовых территориях в Украине (предоставлено РБК-Украина)
Даже в условиях военных действий в Израиле, некоторые израильские врачи успевают выезжать в Украину для гуманитарных миссий. Недавно, например, один израильский реаниматолог вернулся после миссии в Донецкой области. Проект продолжает работу в 10 областях, включая Сумскую и Херсонскую, Донецкую и Запорожскую.
Роман Гольдман надеется, что когда острая фаза конфликта в Израиле завершится, у него появится возможность приехать к украинским коллегам, поддержать их и лично поблагодарить за то, что они делают для украинцев.
Служба в ВСУ во многом сходна с работой военных в Израиле, говорит собеседник. Так же, как у украинских бойцов, в Израиле статистика показывает высокий процент ранений нижних конечностей, поскольку обстрелы и взрывы приводят к множеству осколочных травм.
"В ходе операции наши подразделения сталкиваются с заминированными участками, где может быть много гранат и взрывных устройств. Большинство ранений связано с осколочными ранениями – как в Украине, где также часто бывают подобные травмы", – добавляет Гольдман.
Военные ЦАХАЛ берут пример с ВСУ
Активные боевые действия между израильтянами и арабами начались еще до официального провозглашения государства Израиль в 1948 году. В войне за независимость 1947-1949 годов Израиль одержал победу, сумев отстоять свою государственность. С тех пор произошли две большие войны между Израилем и коалицией арабских стран: Шестидневная война 1967 года и Война Судного дня 1973-го, обе также закончились победой Израиля.
И это не считая того, что Израиль все годы своего существования сталкивался с многочисленными боевыми столкновениями, военными операциями, войнами меньшей интенсивности, длительными периодами палестинских терактов.
По словам Романа, многие военные ЦАХАЛ в своих операциях берут пример с защитников, которые служат в Вооруженных Силах Украины. Он считает, что за 10 лет украинская армия прошла большой путь становления. Украина и Израиль делятся протоколами и схемами работы в области медицины, в том числе военной.
"Израиль находится в состоянии войны уже больше 75 лет, накоплен огромный опыт. При этом мы всегда с большим уважением говорим о коллегах из Вооруженных Сил Украины и восхищаемся ими. Формирование армейской структуры занимает много времени. Израиль находится в состоянии острого конфликта постоянно. Украина же за короткое время смогла войти в десятку самых прогрессивных и сильных армий мира. Наша общая задача – защищать свой дом и народ. Это мы делаем, так же как и украинцы, которые 24 часа в сутки защищают свои территории", – подчеркивает Роман.
Фото: В ЦАХАЛ командиры выходят на задачи вместе со своими подчиненными (Getty Images)
Роман мечтает о том, чтобы войны в Израиле и в Украине завершились как можно скорее.
"Я слышал, что в Украине происходят случаи подкупа и подделки документов, связанных с инвалидностью. Люди платят сумасшедшие деньги, чтобы не идти в армию. В Израиле с таким никогда не сталкивался, явка на мобилизацию составляет около 180%. И те, кто имеет проблемы со здоровьем, тоже хотят участвовать в защите своей страны. Даже если могут делать лишь небольшие дела, хотьпросто мыть полы", – отмечает он.
По его мнению, помочь здесь может лишь продуманная и честная коммуникация с гражданами. Людям надо понять: служба в армии – это возможность внести свой вклад в победу. Понимания этого вопроса можно достичь грамотным диалогом властей с людьми, ведь многие страхи рождаются от недостатка информации.
"Я хорошо знаю украинский народ. Это очень патриотичные люди, народ с силой духа! Если наладить правильную подачу информации, явки на мобилизацию будут поражать. Украина – молодое государство с прогрессивной армией. И я уверен, что в Украине все будет хорошо. И в сфере армии – 100%", – уверен Роман.
Он высказывает свое уважение и восхищение украинскими защитниками.
"Украинским военным я просто хочу сказать: весь мир вам гордится. Я знаю, как вам непросто. Держитесь! Добро всегда победит зло. Вы просто крутые, невероятные! А всем украинцам хочу сказать – для ваших близких на фронте очень и очень важен крепкий тыл. Необходимо не сдаваться, не покидать Украину и не искать легких путей или временной релокации. Важно сосредоточиться на поддержке своей страны, делая для нее все возможное", – подводит итог собеседник.