Александр Геннадьевич Щуцкий – украинский государственный служащий, первый заместитель главы Государственной таможенной службы Украины. Ранее руководитель Сумской и Черноморской таможни.
С 22 ноября 2019 г. до перехода в центральный аппарат Государственной таможенной службы (весной 2021 г.) возглавлял Черноморскую таможню (объединяет Херсонскую и Николаевскую область).
Биография
Александр Щуцкий родился 27 июня 1978 года в Киеве. Окончил Киевский государственный университет технологий и дизайна (до этого Институт легкой промышленности) по специальности "экономика предприятия".
До работы в государственных органах занимался бизнесом. В 2010 году из-за разногласий с партнерами решил выйти из общего бизнеса и уйти в частное консультирование.
Карьера на таможне
Александр Щуцкий начал работать в таможенных органах в сентябре 2016 года, заняв по итогу конкурса должность начальника таможенного поста "Луцк" Волынской таможни.
В октябре 2017 году участвовал в конкурсе на руководителя начальника Волынской таможни. Позже в интервью РБК-Украина Щуцкий рассказывал, что на ряду с ним в этом конкурсе участвовал Виктор Кривицкий (представляющий команду тогдашнего премьер-министра Украины Владимира Гройсмана).
Преимущество было отдано именно Кривицкому, Щуцкому же поступило предложение занять должность исполняющего обязанности главы таможенной службы в Закарпатской области.
С 2017 по 2019 гг. руководил Сумской таможни. В этот период под его руководством Сумская область вышла на новый уровень борьбы с контрабандистами. В частности, был проведен ряд громких задержаний контрабандных товаров, среди которых крупные партии культурных ценностей, мобильных телефонов, наркотиков, лекарств, запрещенных к перемещению через таможенную границу и многое другое.
С 22 ноября 2019 г. до перехода в центральный аппарат Государственной таможенной службы (весной 2021 года) возглавлял Черноморскую таможню.
Александр Щуцкий: последние новости
Во время работы на Черноморской таможне Александром Щуцким было принято ряд громких решений. В частности, в конце 2019 года Черноморская таможня остановила контрабанду черногорского токсичного песка.
"Европа борется с грязью, а контрабандисты ввозят ее сюда, превращая Украину в свалку европейских отходов. Стоимость операции, которую мы предотвратили – около 50 млн евро", – писал тогда в Facebook Щуцкий.
В феврале 2020 года Щуцкий заявил, что контрабандисты в Украине начали применять новые схемы, при которых их гораздо труднее разоблачить.
"Кроме того, нужно понимать, что контрабанда в Украине строилась не в течение месяца или двух, многие контрабандисты за эти годы уже успели стать мультимиллионерами. У них ресурсов хватит на любую "войну" по отношению к таможне", – рассказывал Щуцкий.
Весной 2020 года Черноморская таможня пошла на конфликт с Николаевским глиноземным заводом (НГЗ). По словам Щуцкого, предприятие сознательно подвергало регион экологической катастрофе.
Как известно, на территории Николаевской области огромное количество красного шлама – токсического вещества.
"По нашему убеждению, они обязаны его утилизировать. Если вы считаете, что это не отходы, а товар, тогда введите его в режим товара и реализовывайте. Но они решили накапливать его здесь, создавая бомбу замедленного действия. Я считаю, что на сегодня мы подошли к той стадии, что или мы приводим бизнес и экологическую ситуацию в порядок, или завтра наши дети будут жить в другой стране. Иного выхода нет. Просто вспоминаем венгерский проект и получаем ситуацию в разы хуже", – объяснял тогда в интервью Щуцкий.
В августе 2020 года Черноморская таможня при поддержке главы Херсонской облгосадминистрации Юрия Гусева инициировала введение запрета на въезд перегруженных грузовиков в порты Украины. Подробнее о причинах и первых результатах решения Щуцкий писал в колонке на сайте "Экономической правды".
Суть предложения: дать доступ инспекторам таможни к весовым комплексам при въезде в порты и в случае обнаружения нарушений в административном порядке запретить перегруженным фурам въезд на территорию. По словам Щуцкого, первые 14 дней эксперимента сразу дали результат: поток фур с перегрузом удалось снизить более, чем на 80%.
Весной 2021 год Щуцкий был переведен в центральный аппарат Государственный таможенный службы Украины, став директором департамента рисков ГТС.
"Это не новый департамент, он был и раньше, но назывался департаментом "таргетинга и рисков". Его функционал заключается в том, чтобы анализировать нетипичные маршруты, рисковых субъектов и, соответственно, минимизировать количество рисковых ситуаций на постах", – объяснял таким образом задачу департамента Щуцкий в интервью РБК-Украина.
В комплексе задача департамента, по его словам, сделать так, чтобы проверок стало меньше, и чтобы они были направлены именно на тех, кто занимается деятельностью вне правового поля.
В июне 2021 года Щуцкий вновь заявил о давлении на таможню со стороны контрабандистов. По его словам, таким образом контрабандисты пытались помешать внедрению реформы в Украине.
"Контрабанда поняла, что с реформой можно воевать не политмашиной, не нападая, как в девяностых, а медиаресурсами. Медиа-война на сегодня – самый сильный механизм в этой волне и медиа может спокойно убить любую реформу, или же ее создать", – убежден Щуцкий.
План Щуцкого по борьбе с контрабандой
Фактически, с первых дней работы на таможни Александр Щуцкий заявлял о необходимости комплексной работы государственных и правоохранительных органов для борьбы с контрабандой в Украине.
По его мнению, для того чтобы минимизировать уровень контрабанды в Украине, в первую очередь, необходимо вернуть криминальную ответственность за контрабанду.
Как известно, до 2012 года контрабанда в Украине была уголовным преступлением, притом с довольно серьезной санкцией – вплоть до 12 лет лишения свободы.
"Второй момент, о котором мы говорим, обеспечение таможенников. В 2010 году был крайний раз, когда их одевали в новую форму. То же самое касается и зарплат, социальных пакетов", – убежден первый заместитель главы Государственной таможенной службу Украины.
Помимо этого, добавляет Щуцкий, в Украине таможенники чаще всего борются с контрабандистами подручными средствами, без современных сканирующих средств и прочего технического обеспечения.
"И когда говорят, что мы хотим добиться европейского или американского результата на украинской таможни, получается, что мы при минимальном финансировании хотим сразу максимального результата… Мы сейчас боремся с контрабандой палками, а не как Европа – сканирующими системами и всем остальным. В этом смысле, мы находимся в каменном веке и даже в этой ситуации даем эффективность и поступления в бюджет", – рассказывал чиновник в интервью "Политике".