Не успели мы привыкнуть к очкам для просмотра 3D-видео, как на горизонте замаячила новая технология - трёхмерные дисплеи.
Работы над автостереоскопическими устройствами отображения по всему миру ведутся уже не первый год, и нынешний бум 3D-фильмов создал условия для их коммерческого возрождения.
Для создания экранов, позволяющих смотреть 3D без очков, используются две основные технологии.
Первая, параллаксный барьер, представляет собой размещённый перед экраном слой непрозрачного материала, в котором сделаны весьма точные вертикальные разрезы, благодаря которым один глаз видит только чётные столбцы пикселей, а другой - только нечётные.
У этой технологии есть как минимум два серьёзных недостатка: разрешение экрана падает как минимум вдвое, а глаза наблюдателя должны находиться в строго определённом месте.
Из-за этого параллаксный барьер пока применяется только для небольших экранов, в частности, именно эта технология будет использоваться в пока ещё не выпущенной портативной игровой приставке Nintendo 3DS.
Впрочем, на прошедшей в августе этого года выставке Display Taiwan 2010 компания AU Optronics продемонстрировала прототип автостереоскопической панели с разрешением 3840 х 1080 точек, которая использует несколько параллаксных барьеров и позволяет смотреть 3D-изображение нескольким зрителям одновременно.
Вторая технология использует лентикулярную оптику (то есть такую, которая при взгляде под разными углами увеличивает разные части изображения).
Пионером коммерческих ЖК-экранов на основе лентикулярной технологии была компания Philips, которая в 2008-2009 гг. выпускала линейку дисплеев под названием WOWvx, предназначенных в первую очередь для демонстрации рекламы в местах скопления людей.
К недостаткам этой технологии также относятся ограниченные углы обзора (20-40 градусов по горизонтали) и двукратное падение разрешения.
Говорить о коммерческом успехе этих технологий пока рано. И хотя сейчас на украинский рынок активно продвигают модели 3D-телевизоров, для просмотра которых необходимы специальные очки, очевидно, что производители уже всерьёз занялись автостереопическими технологиями.