Группа независимых исследователей из России назвала новую версию гибели Юрия Гагарина, которая, по их мнению, может поставить точку в инсинуациях по поводу причин авиакатастрофы, унесшей жизнь первого советского космонавта.
Для расследования причин катастрофы 27 марта 1968 года, жертвой которой стал первый в истории космонавт, а также летчик-инструктор Владимир Серегин, была создана государственная комиссия. Согласно официальным выводам, экипаж МиГ-15 из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор.
Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.
Из-за того, что полный отчет комиссии так и не был обнародован, появилось множество различных версий катастрофы. Так, в частности, утверждалось, что перед полетом Гагарин и Серегин выпили по стакану водки. Существует также версия, что катастрофа была подстроена по приказу генсека КПСС Леонида Брежнева, который недолюбливал Гагарина.
Однако входивший в состав государственной комиссии полковник ВВС в отставке, бывший сотрудник НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники Игорь Кузнецов утверждает, что причиной трагедии стала техническая неисправность.
Он вместе с группой экспертов последние девять лет собирал документы, которые могли пролить свет на загадку гибели Гагарина. По словам Кузнецова, они пришли к выводу, что авиакатастрофа произошла в результате панической реакции на разгерметизацию кабины истребителя.
Экстренная ситуация на борту возникла из-за незакрытого вентиляционного крана. Не успев адекватно оценить ситуацию, летчики ввели самолет в слишком крутое пике и потеряли сознание из-за перегрузки.
Кузнецов полагает, что именно такой сценарий катастрофы должен стать официальным и покончить с теориями заговора.
Как известно, буквально за минуту до маневра, за которым последовало крушение, летчики вели себя совершенно спокойно и не сообщали о неисправностях на борту или постороннем воздействии на воздушное судно.
Все эти факты подтверждают, что только разгерметизация кабины могла спровоцировать фатальную ошибку экипажа. На высоте 3 тысячи метров пилоты заметили, что вентиляционный кран пропускает воздух, и постарались резко снизиться, чтобы избежать трагических последствий.
По мнению Кузнецова, виновным в открытом вентиляционном кране мог быть пилот, который управлял МиГом за несколько дней до катастрофы.