ua en ru

Прикрываясь детьми, парламент пытается ввести цензуру в Интернете?

Находясь явно под впечатлением скандала в «Артеке», Рада на прошлой неделе приняла в первом чтении законопроект о борьбе с распространением детской порнографии. Оспаривать его необходимость смысла нет. Но украинское интернет-сообщество отмечает, что проект содержит нелепости или даже сознательные ошибки, которые делают его лазейкой для введения интернет-цензуры.

«Провайдеры коммуникаций обязаны сохранять всю информацию о всех соединениях своего клиента с ресурсами, доступ к которым предоставляется данным провайдером...» - такое изменение предусмотрено законопроектом в ст. 39 ч.2 Закона «О телекоммуникациях».

И здесь же: «На основании мотивированного представления правоохранительных органов провайдеры телекоммуникационных услуг обязаны принимать меры по ограничению доступа своих клиентов к ресурсам, через которые осуществляется распространение незаконного информационного наполнения (контента)».

Именно эти два пункта нового законопроекта вызвали наиболее острую критику в интернет-сообществе. Действительно, в них нет ни слова о педофилии, зато присутствуют достаточно строгие ограничения. Например, требование «сохранять всю информацию о всех соединениях клиента» нарушает права человека - то же самое, что установить тотальную слежку за перемещениями каждого человека по городу. Ну а «незаконный информационный контент» - вообще понятие широкое. Завтра вне закона объявят все русскоязычные сайты, к примеру, и потребуют заблокировать доступ к ним...

Есть еще и техническая сторона вопроса, о которой нардепы, как обычно, не подумали. Какие требуются ресурсы, чтобы сохранять ВСЕ страницы для каждого пользователя? Как потом искать «злонамеренного» пользователя, особенно если он зашел в Интернет не из своей квартиры, а из интернет-кафе или wi-fi зоны в гостинице? А как быть с доступом через анонимные прокси-серверы? Хитрый педофил, прослышав о новых нормах законодательства, наверняка воспользуется ими.

Невольно вспоминается предыдущий опыт законотворчества.

«Ситуация же с компетентностью законодателей и регуляторов в сфере новых технологий не изменилась с 2005 года, когда Минтранссвязи изрядно повеселило профессиональную общественность намерением фиксировать в госреестре размер сайтов в байтах», - комментируют законопроект в блогах.

Ну и еще один важный аспект. Даже если предположить, что эти требования направлены именно и исключительно на борьбу с детской порнографией, то, выходит, наказание понесут отнюдь не те, кто ее производит и распространяет, а те, кто потребляет подобную продукцию. Между прочим, чаще всего это происходит неумышленно. Каждый, кто хоть раз сидел за компьютером, знает, что зайти на сайт можно совершенно случайно.

Открылось у тебя всплывающее окно с рекламой «лолит» - ступай в тюрьму на 5 лет...

О том же идет речь и в выводе главного научно-экспертного управления Верховной Рады. «Данный законопроект в предложенной редакции принимать нецелесообразно», - резюмируют парламентские эксперты.

Символично: законопроект в первом чтении набрал 404 депутатских голоса «за» («ошибка 404» - такое сообщение выдают интернет-броузеры, когда не могут найти запрашиваемую страницу в сети). Теперь, несмотря на отрицательные выводы парламентских экспертов, его собираются принять в целом «по ускоренной процедуре». То есть без учета имеющихся изъянов... Надо полагать, кто-то из авторов законопроекта, пользуясь компьютерной безграмотностью большинства народных избранников, рассчитывает получить тотальный контроль за тем, что читают, слушают и смотрят украинцы в Интернете.

В пояснительной записке есть ссылка на передовой мировой опыт в этом вопросе. Но единственная страна в мире, где такой опыт применяется, это Китай. С 1997 года китайским пользователям недоступны «неблагонадежные» BBC news, Voice of America, сайты Далай-Ламы и «Фалунь Дафа» и даже Википедия - частично.

Сейчас украинское интернет-сообщество призывает нардепов одуматься и не рубить с плеча, ликвидировав ошибки в законопроекте. Подробности здесь http://zakon404.pp.ua/