Совершенно невероятные факты стали известны «Комсомолке» в Нижнем». Оказывается, теплоход «Арабелла» уже приходил на помощь тонущему судну - было это десять лет назад, в июле 2001 года, в Санкт-Петербурге.
Более того, в это же время там же оказался и герой сегодняшнего дня - доблестный 30-летний капитан Роман Лизалин, под руководством которого команда «Арабеллы» спасала пассажиров «Булгарии». Но на тот момент он, разумеется, еще только мечтал стать капитаном...
ЧП случилось на теплоходе «Константин Циолковский», который 10 июля пришел в Питер из Казани. Спустя два дня на корабле грянул взрыв.
-- В тот день все пассажиры на «Циолковском» пообедали и отправились на пешую экскурсию по Санкт-Петербургу, -- рассказал «КП»-НН» очевидец тех событий, нижегородец Виктор Козлов.
- Мы были на носу своего теплохода, тоже приехали в круиз. Вдруг раздались два мощных хлопка, повалил черно-сизый дым... Бежим на корму -- уже началось затопление трюма. Видим, на помощь кинулись матросы с соседнего судна «Лев Доватор».
Это и была «Арабелла» - спустя год корабль переименовали в связи со сменой собственника.
-- Черный дым и красные машины пожарных мы увидели еще издали. Не могли поверить глазам: неужели горит «Циолковский»?!.. -- описала случившееся журналистка казанской газеты «Восточный экспресс» Резеда Даутова, которая была в числе пассажиров этого теплохода.
-- Между тем пожарные, не жалея воды, заливают корму теплохода - ту часть, откуда идет черный дым. С берега кажется, что горит всего лишь радиорубка, расположенная на корме третьей палубы. На самом же деле огонь бушует ниже - в машинном отделении...
Пожарные раздраили в трюме иллюминаторы. И через какое-то время буквально на глазах оцепеневшей толпы наш «Циолковский» заваливается набок, под воду уходит весь его левый бок. Затопленным оказывается не только трюм, но и часть главной палубы...
А в машинном отделении уходящего под воду теплохода в этот момент находился Роман Лизалин, 20-летний моторист. Он получил чудовищные ожоги. Родители Романа подавали в суд на компанию «Татфлот», которая владела «Циолковским».
Как и в случае с «Булгарией», на судне была масса нарушений: в частности, неисправный паровой котел, который и рванул в Питере. Руководство компании об этом знало, но все-таки выпустило теплоход в рейс. И Лизалиным выплатили компенсацию - "целых" 15 тысяч рублей...
Долгие месяцы Роман провел в больнице, не мог даже поднять руки, потерял 30 процентов профессиональной трудоспособности. Потом пережил серию пластических операций.
Но выдержал, не сломался. Потому что ему обязательно надо было поступить в Волжскую академию водного транспорта и стать речником - а туда принимают только с отличным здоровьем.
После взрыва теплоход «Циолковский» прозвали «казанским «Титаником».
А «Арабеллу» и Романа Лизалина позже снова свело Провидение - минувшей весной он стал капитаном этого судна.
- У каждого корабля своя судьба - это известный факт, - говорит капитан в отставке, нижегородец Александр Лесничевский. - Есть теплоходы-счастливчики, на которых ходить - одно удовольствие.
Есть невезучие, как тот же «Циолковский» - в 1996-ом он сел на скалы у Валаама, в 2001 - загорелся и едва не потонул...
А предназначение «Арабеллы», видимо, всегда оказываться в нужное время в нужном месте и спасать людей. Судя по всему, Роману Лизалину это тоже было суждено.
СПРАВКА "КП"
«Арабелла» (до 2002 г. - «Лев Доватор») - трёхпалубный модернизированный круизный речной теплоход проекта 588 «Родина», эксплуатирующийся в бассейне реки Волга.Построен в 1955 году в ГДР (Висмар).
Теплоход назван «Арабелла» по названию парусного фрегата 1680-х годов вымышленного персонажа капитана Блада (Арабелла - женское имя).
Предыдущее название было дано в честь советского военачальника, командира кавалерийского корпуса Льва Доватора.