Политолог Андрей Ермолаев рассказал Утро.UA о главной интриге избирательной компании - 2010 и о том, чью кампанию считает провальной.
Утро.UA: Как за время избирательной кампании успели измениться электоральные настроения избирателей?
А.Ермолаев: Я считаю, что каких-то радикальных поворотов в настроениях нет. Есть определенное изменение в представлении политиков, представляющих второй эшелон, но эти движения не существенны с точки зрения общего тренда. Два электоральных лидера пока остаются выраженными - это лидер оппозиции Янукович и премьер - министр Тимошенко. У них достаточно стабильно высокий уровень поддержки, и разрыв между этой двойкой и догоняющими - очень большой. Более того, за этот год увеличился разрыв между этой двойкой и третьим догоняющим господином Яценюком. Большинство наблюдателей связывают это с не очень эффективной избирательной кампанией самого Яценюка и с политическими дрязгами, которые прослеживаются во всем «помаранчевом» лагере. Поэтому эти движения (плюс-минус процент у Яценюка, у Тигипко, у Ющенко, у Гриценко) на уровне статистической погрешности. Очень высокий уровень разочарованности и недоверия людей к власти в целом, один из высочайших за годы независимости. И тут каких-то кардинальных изменений к лучшему не происходит. Наоборот - «гриппозная» кампания сработала в минус.
Утро.UA: Могут ли еще до выборов значительно измениться рейтинги кандидатов?
А.Ермолаев: Для того чтобы радикально изменилась ситуация, необходимо чтоб один из фаворитов гонки раза в два обрушил свой рейтинг, и такие же изменения должны произойти у одного из догоняющих. Это довольно сложно предположить сейчас. По мере приближения даты выборов будут несколько увеличиваться результаты всей догоняющей группы. Потому что все больше людей будет определяться, и концентрация внимания к каждому кандидату будет возрастать. Несколько выровняется второй эшелон. Это будет связанно с тем, что будет уменьшаться доля людей, которые не определились. Но все-таки наиболее вероятно, что во второй тур выйдут Янукович и Тимошенко.
Утро.UA: То есть сюрпризов уже не будет?
А.Ермолаев: Главная интрига избирательной компании: как будут вести себя избиратели, которые в первом туре отдали голоса за проигравших. Это самый сложный и политический, и психологический вопрос. Особенность этих выборов - многополярность. В отличие от 2004 года, когда избиратели были четко разделены на два лагеря, и социологам было несложно спроектировать поведение избирателя. Сейчас ситуация намного сложнее: люди, которые проголосуют за Ющенко, Симоненко, Гриценко, Тигипко, они не могут, как чемодан передать свои голоса другому кандидату. Их поведение будет нелинейным, и спрогнозировать его достаточно сложно. И именно от поведения избирателей проигравших кандидатов во втором туре будет зависеть общий исход.
Утро.UA: Чью избирательную кампанию вы бы назвали самой успешной, а чью - неудачной?
А.Ермолаев: Мне кажется, что неудачником можно назвать Виктора Ющенко. Проходя первый срок, он имел серьезный шанс идти на эти выборы как лидер объединенных национал-демократических сил. Пост президента имеет огромный политический и административный ресурс. У него один из самых высоких стартов, потому что уровень узнаваемости и возможностей на порядок выше. Но, судя по всему, он получит такой же результат, как и политики, которые занимались выборами только в этом году. Конечно, его результат будет выше 3% - в районе 5-7%. Но, повторюсь, речь идет о действующем президенте и вчерашнем лидере Майдана, с которым связывали судьбу национал-демократического движения. Его результат является результатом провальной политической кампании: и подготовительной, и избирательной.
Хорошо стартовал Яценюк. С точки зрения его политической карьеры эти выборы - его капитал. Он попал в Топ-10 украинских политиков, стал узнаваем. То, что он неудачно провел рекламную часть своей кампании - это минус. Но говорить, что это провальная кампания нельзя. Человека, который будет в пятерке по результатам выборов, нельзя назвать неудачником.
В этом году он потерял проценты, потому что, когда социологи проводили замеры в первом полугодии, был большой процент неопределившихся - 40%, а рейтинги кандидатов формаровались из числа тех людей, которые уже определились. А избиратель Яценюка является активным, идет на контакт с социологом, занимает внятную, рациональную гражданскую позицию, легко вычисляется. Но по мере того, как начала развиваться кампания, все больше людей начало определяться, тут возник феномен абсолютных и относительных цифр. В отношении людей определившихся Яценюк начал попросту терять. Во-вторых, у него была действительно странная рекламная компания. Я понимаю, что в Москве много не утилизированных художественных находок и слоганов. Но риск не всегда дело благодарное.
Что касается самой успешной кампании: я бы никого не называл. Успешной будет кампания победителя. Достаточно хорошо и профессионально подготовился Сергей Тигипко. Имея нулевой старт, за полгода выйти на несколько процентов, сформировать свою электоральную группу, - это хорошая работа. Но Тигипко нельзя останавливаться после выборов. Если он остановится, можно будет сказать, что деньги были выброшены на ветер. Ему нужно работать уже на второй день после выборов и с партией, и с подготовкой к выборам.
Утро.UA: Кому из основных претендентов удалось грамотно «сыграть» на электоральном поле соперника, привлечь избирателей в непопулярных для себя регионах?
А.Ермолаев: Особенность этой кампании в том, что исчез формальный раскол на западного и восточного избирателя, хотя говорить о гомогенности электорального поля еще рано.
Кандидаты, которые 4-5 лет назад пользовались поддержкой только в своих регионах, сейчас продвинулись в регионы, где у них был минимум. У Януковича растет уровень поддержки в западных областях, у Тимошенко - в восточных. Это все говорит о том, что политики за эти пять лет стали общенациональными.