Мировой авторынок проехал дно
Аналитики Moody`s опубликовали прогноз развития мирового рынка легковых автомобилей и LCV на 2010-2011 годы. Как сказано в обзоре, Moody`s ожидает стабилизации рынка в этот период, а основными драйверами процесса станут Китай и США. В Moody`s отмечают, что рынок Китая по итогам 2009 года показал рост выше прогнозов агентства (каких именно, не уточняется): продажи увеличились на 48% - до 12,96 млн машин, а растущий ВВП и низкая автомобилизация позволят ему расти в ближайшие два года на 10%. В этом году продажи машин должны составить 14,25 млн шт., в следующем - 15,7 млн шт.
В США продажи автомобилей в 2010 году упадут не так сильно, как в прошлом. Прошлый год был дном американского рынка, убеждены в Moody`s: если в 2005 году продажи были на пике (17,5 млн), то к 2009 году относительно этого пика рухнули на 40% и на 21% - относительно 2008 года (до 10,4 млн шт.). Хуже быть не может, полагают аналитики агентства, и "вслед за оздоровлением американской экономики" и благодаря госпрограммам поддержки спроса авторынок США в этом году вырастет на 10%, а в следующем - уже на 17%.
Это означает, что мировой авторынок может начать свое оздоровление вслед за китайским и американским, считают в Moody`s. Если в 2009 году глобальные продажи упали на 3% (64 млн шт.), то в этом году могут вырасти на 2% (до 65,29 млн шт.), а в следующем - на 7% (до 70,18 млн шт.). Данные Ernst & Young о продажах более консервативны: в 2009 году было продано 62 млн машин, а в этом году будет продано 62,5 млн, то есть рост составит меньше 1%, говорит Иван Бончев из Ernst & Young. Но в целом он соглашается, что дно мировой рынок уже прошел.
Единственным рынком, где Moody`s ожидает падения, стала Европа, то есть регион, который, наоборот, показывал рост автопродаж на фоне кризиса. Спрос на автомобили в Европе, в первую очередь Западной, в 2009 году был чересчур высоким из-за госпрограмм стимулирования продаж, но в этом году большинство из них заканчивает свое действие, поэтому по итогам 2010 года рынок упадет на 15% - до 12,68 млн машин (в 2009 году падение составило всего 3%). Сильнее всего может пострадать рынок Германии, которая самой первой ввела в действие так называемые утилизационные премии,- ее рынок может упасть на 30%.
В Украине в этом году ожидается небольшой рост продаж, хотя программа поддержки так и не была запущена несмотря на неоднократные обращения автопроизводителей к правительству. "По нашим оценкам, рост продаж составит 10-15%,- говорит аналитик ИК Astrum Investment Management Игорь Билык.- Мы ожидаем восстановления автокредитования: если в прошлом году лишь около 5% от общего объема купленных машин были приобретены в кредит, в этом году этот показатель должен достигнуть 15%". За 2009 год, по данным компании AUTO-Consulting, автопродажи в Украине упали на 73,96% - до 162,29 тыс. машин.