Главная англоязычная газета Китая Сhiha Daily на днях опубликовала неожиданную новость: американских автопроизводителей подозревают в демпинге - на территории КНР они продают автомобили по ценам ниже рыночных. Власти начали расследование, которое, вероятно, не станет единственным. Растущий невероятными темпами автомобильный рынок Китая за прошедший год стал в условиях кризиса чуть ли не важнейшим для большинства глобальных автокомпаний.
В течение октября сразу несколько крупных автоконцернов объявили, что их прибыль растет лучше, чем предполагалось, - благодаря продажам в Китае. При этом сами китайцы к иностранным автоконцернам и их продукции начинают относиться все более придирчиво. Рынок быстро насыщается, а на очереди серия важных для страны сделок - покупка китайскими компаниями брендов Hummer, Saab, Volvo.
Сомнений не остается: крупнейшим автомобильным рынком мира в 2009 году становится Китай. В то время как объемы продаж во всем мире сокращаются, Китай показывает ошеломляющий рост - в августе плюс 90% по сравнению с августом прошлого года, в сентябре плюс 78% к прошлому сентябрю. За сентябрь продажи легковых машин превысили миллион. С января по август 2009 года в Китае было произведено около 8 млн машин, а по итогам года, как прогнозирует Национальная комиссия по разработкам и реформам NDRC, получится почти 12 млн. Производители этих автомобилей - в основном зарубежные компании, которые выпускают модели специально для Китая на совместных предприятиях.
Чтобы стимулировать спрос на автомобили, власти КНР первым делом реформировали топливный налог. Он был снижен для всех категорий и моделей, произведенных внутри страны, и полностью упразднен для владельцев малолитражек с объемом двигателя до 1,6 л. А налог на покупку авто с таким движком снизили вдвое до 5%.
Одновременно со снижением налогов китайские власти выделили серьезные деньги на прямую помощь местному автопрому. Программа по его поддержке рассчитана на три года и обойдется налогоплательщикам в 2,5 млрд долларов. С марта 2009 года выделено уже 586 млн.
Примерно 30% этих денег тратится на субсидирование ставок по автокредитам. По данным газеты Shanghai Securities News, китайские банки за месяц выдают их почти на 100 млрд долларов. Вдобавок, власти сняли ограничения, мешавшие взять кредит на автомобиль дороже 4 300 долларов.
Около 40% от средств, выделенных на поддержку автопрома, предназначены для организации местной утилизационной программы: за старые драндулеты выдаются ваучеры примерно на 700 долларов. Они гарантируют скидку при покупке нового автомобиля. Сумма небольшая, ведь цены на машины в Китае всего на 10-20% ниже российских и значительно выше американских. Например, китайская версия Toyota Camry продается за 24 000 долларов, в России цены на эту модель начинаются от 29 800 долларов, а в Америке - от 19 395 долларов.
Утилизационная программа будет действовать до конца декабря. Итоги ее пока не подводились, но задание правительства - увеличить до конца года продажу машин внутри страны до 10 млн - "утилизаторы" помогли выполнить уже к октябрю. По итогам 9 месяцев в Китае было продано в общей сложности 9,7 млн автомобилей, на 34% больше, чем с января по сентябрь 2008 года. Для сравнения: американский рынок, где в первой половине года была запущена похожая программа, в январе-сентябре показал падение на 27% - до 7,8 млн. штук. Несмотря на то, что в США размер бонусов достигал 4500 долларов.
Оставшаяся госпомощь предназначена для программы "Автомобили для деревни". До декабря любой сельский житель сможет купить новый автомобиль или грузовик со скидкой до 10%. Скидка на мотоциклы - 13%, сроки льготных цен - до 2013 года. Ограничение лишь одно: на семью полагается не более двух транспортных средств. Покупая по этой программе автомобиль или мотоцикл, человек обязуется в течение следующих двух лет не продавать их.
Помимо мер по стимулированию спроса, в Китае также действуют системы госзаказов и дотаций для автопроизводителей. Объем средств, которые на это выделяются, не формализован. Зато известны цели. Местные власти объявили, что из 14 государственных автокомпаний должно остаться не больше 10 сильнейших. Они будут получать финансовую подпитку. Причем у двух - трех компаний ежегодное производство машин должно достигать 2 млн, а у еще четырех - пяти - на уровне миллиона. Предполагается, что база поставщиков у них будет общей примерно на 30-50%.
Благодаря правительственной программе в Китае богатеют и иностранные компании. За счет высоких доходов от продаж в Китае японские автоконцерны - Honda, Toyota, Nissan - пересматривают свои прогнозы прибылей и наращивают производство. Toyota в сентябре произвела 64 880 автомобилей - на 37% больше, чем в том же месяце 2008 года, и больше, чем когда-либо до этого. Honda в сентябре увеличила производство автомобилей в Китае на 20% до 60 741 машин. А свой прогноз по прибыли до конца финансового года компания увеличила в четыре раза. Nissan и вовсе поставил рекорд в начале осени: его производство - 55 174 автомобиля - выросло на 62,9% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.