Одним из приоритетов властей в преддверии Евро-2012 должно стать обновление парков городского электротранспорта. Однако вместо этого города возвращаются к практике закупки за рубежом подержанной техники, которую списали по истечении срока службы в странах Восточной и Центральной Европы.
Кроме тесных аэропортов и разбитых дорог, желающих посетить Украину во время футбольного чемпионата иностранцев, похоже, ждет еще один культурный шок: состояние общественного транспорта. В ноябре прошлого года Минтранссвязи одобрило «Концепцию общественного транспорта и управления дорожным движением во время проведения финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу», согласно которой на обновление инфраструктуры городского транспорта к 2012 г. необходимо потратить 6 млрд. грн. Однако на практике многие города не только демонстрируют тенденцию к снижению закупок нового коммунального транспорта, но и ухудшают качество своих транспортных парков пополнением их «неликвидом» из-за рубежа.
Так, по опубликованным сведениям, в 2009 г. власти г. Ровно приобрели два прибывших из г. Прешов (Словакия) троллейбуса, возраст которых - 22 года. Весной «Львовэлектротранс» приобрел 22 трамвайных вагона у немецких городов Эрфурт и Гера. Год выпуска этих «обновок» - 1979-1987, то есть самому молодому их них - 23 года. А Виннице особо повезло: в прошлом году швейцарский Цюрих предоставил городу в форме гуманитарной помощи 13 40-летних списанных трамваев. «Средний срок службы троллейбуса обычно составляет около 10 лет, трамвая советского производства - 20, европейского - 40-50 лет»,- отмечает директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава.
По информации эксперта, переговоры о закупках подержанных троллейбусов с городами Чехии и Словакии ведут сейчас также и власти Тернополя. «Из-за кризиса города опять стали покупать б/у троллейбусы и трамваи в Европе. Закупки подержанной техники городами Украины начались в 1994-м и продолжались вплоть до 2005 г. - преимущественно в городах на западе страны, которые комплектовали свои парки транспортом, выведенным из эксплуатации в Чехии, Словакии и Германии»,- говорит Александр Кава.
Заметим, в период с 2005-го до 2009 г. города переориентировались на покупку новых отечественных троллейбусов производства ЛАЗа, «Богдана», «Южмаша», а также российских заводов. Так, за период с 2005-го по конец 2008 г. Донецк закупил 19 трамвайных вагонов у одесско-днепропетровского СП «Татра-Юг» и 30 троллейбусов у ЮМЗ, Харьков - 10 трамвайных вагонов «Татра-Юг» и 98 троллейбусов марки ЗиУ (Завод им. Урицкого, Россия), Львов - 19 троллейбусов у ЛАЗа и два у «Богдана», Днепропетровск - шесть трамвайных вагонов у «Татра-Юг», восемь троллейбусов у ЮМЗ и 6 - у ЗиУ. «С начала кризиса заказы от муниципальных властей совершенно прекратились. Мы вынуждены искать новые рынки сбыта»,- сетует пресс-секретарь ЛАЗа Елена Муляк, и с ней соглашаются практически все отечественные производители общественного транспорта.
Интересно, что, согласно «Плану мер по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к проведению в Украине финальной части чемпионата Евро-2012», МинЖКХ на 2009 г. предполагалось выделение бюджетных средств на закупку 49 трамвайных вагонов для Днепропетровска, Одессы, Львова, Харькова, Донецка и Киева (125 млн. грн.), а также 102 троллейбусов для этих же городов (11,5 млн. грн.). Между тем, результаты выполнения этого плана оказались плачевными: был закуплен всего один трамвай и 17 троллейбусов - один в Киеве и 16 в Одессе.
«За годы независимости только Киев, Полтава и Донецк существенно обновили свой парк троллейбусов. В то же время парк трамваев не обновил ни один город, включая и столицу»,- говорит Александр Кава. Сегодня троллейбусы европейского уровня (с низким уровнем пола) из городов, готовящихся принимать Евро-2012, есть лишь во Львове (13 штук) и Киеве (246 штук); в Харькове и Донецке такого транспорта нет.
Трамваев, аналогичных тем, что используются в Европе, в Украине также нет ни в одном городе. «В ближайшие пять лет электротранспорт может исчезнуть во многих городах Украины. Это при том, что в Европе троллейбусные и трамвайные системы переживают второе рождение, являясь как эффективным средством борьбы с заторами на дорогах, так и экологически чистым видом транспорта»,- заключает Александр Кава.