Отечественные авиакомпании вчера снова отменили часть регулярных перелетов в европейских направлениях. В частности «МАУ» отменила семь рейсов, Wizz Air не осуществляла полеты по трем направлениям.
Пассажирам, которым не удалось вылететь, авиакомпании предлагают два варианта. Либо перебронировать перелет на ближайшую возможную дату, либо получить назад стоимость билета (тариф, аэропортовые и топливный сборы). Однако появляется еще одна проблема - очень часто билеты на ближайшие дни уже выкуплены.
В более выигрышном положении оказались те, кто не смог вылететь из Украины. Они имеют шансы вернуть свои деньги за неполученный отдых и перелет либо скорректировать время путешествия.
Настоящими заложниками ситуации стали люди, которые не могут вылететь из стран Западной Европы. Ни авиа-, ни туркомпании не спешат брать на себя дополнительные расходы своих клиентов из-за задержки вылета.
Возмещать дополнительные расходы пассажиров из-за задержек с вылетом в авиакомпаниях не собираются. Авиакомпании ссылаются на то, что задержка вылета - это не их вина, а форс-мажорные обстоятельства, а значит, оплачивать проживание пассажиров при отмене авиарейсов они не должны.
«Питание и проживание авиакомпании должны оплачивать в том случае, когда человек уже прошел регистрацию на рейс и ожидает перелета. В текущей ситуации регистрация на рейсы даже не открывалась», - поясняет директор по туризму одной из туркомпаний Украины.
В Wizz Air предлагают еще один вариант компенсации - возмещение стоимости билета (который не был использован из-за отмены рейса) плюс 20% от этой суммы на счет пассажира. Эта сумма может быть использована для покупки билета на другой рейс авиакомпании.
«Мы сейчас ведем переговоры с нашими партнерами и отельерами в Европе. Пытаемся договориться с ними о переносе времени проживания туриста либо о возврате стоимости услуг отеля. Кто-то идет навстречу, кто-то - нет», - говорит генеральный директор одной из туркомпаний.
Кроме того, если пассажирам регулярных рейсов вернут деньги за билеты, то тысячи туристов, которые планировали отдохнуть в Египте, Турции или Таиланде, куда летают чартеры, могут оказаться жертвами форс-мажорных обстоятельств, которые освобождают стороны от ответственности.
«Для авиакомпаний и туроператоров это такой же форс-мажор, как и для туристов - говорит заместитель генерального директора по авиапродажам ООО «Пилот» Виктор Вигант. - Но в данном случае все авиакомпании будут возвращать деньги за билеты в полном объеме и без применения штрафных санкций.
Кроме того, пассажиры, которым обстоятельства позволяют уехать позже, смогут перенести свой вылет на любую другую дату. С одной лишь оговоркой - если на новую дату вылета не окажется билетов по такой же цене, то придется доплатить разницу».
Туроператоры же советуют тем, у кого из-за форс-мажорных обстоятельств сорвался весь отдых, не расстраиваться, а постараться решить проблему полюбовно.
«Если турист хочет отказаться от поездки за день-два до вылета, то в силу вступят штрафные санкции, в обязательном порядке прописанные в каждом договоре, который подписывает турист, - говорит Алла Зелинская, менеджер одной из столичных турфирм.
- Это условия принимающей стороны. В такие короткие сроки штрафы могут достигать 100% от стоимости путевки. Но можно попробовать перенести свой отдых на более позднюю дату, главное - чтобы туроператор пошел навстречу туристам и уладил этот вопрос с авиакомпанией и отелем.
Это касается и регулярных рейсов, и чартерных полетов - ведь страдает не один опоздавший турист, а все пассажиры чартера. Но, к сожалению, они вправе сослаться на форс-мажор и отказаться возмещать убытки».