Аспирант Принстонского университета создал прототип ковра-самолета
Аспирант Принстонского университета создал небольшой прототип «ковра-самолета», в настоящее время ведутся испытания.
В движение 10-сантиметровый прозрачный пластиковый лист приводит «рябь» - по его поверхности под действием электричества от одного края к другому идут мелкие волны, создавая поток воздуха, передает BBC.
Прототип, как говорится в статье, опубликованной в Applied Physics Letters, движется со скоростью около сантиметра в секунду.
При этом в дальнейшем его создатель - аспирант Ноа Джафферис - надеется увеличить скорость до метра в секунду.
Джафферис говорит, что идея создания такого аппарата пришла к нему во время чтения математической работы сразу после поступления в аспирантуру в Принстоне.
Ради «ковра-самолета» он отказался от перспективного проекта печати наночернилами электронных схем.
Профессор Джеймс Штурма, который возглавляет исследовательскую группу Джаффериса, признал, что ему поначалу проект казался безрассудным.
«Было трудно контролировать с высокой точностью поведение листа, потому что он деформировался при высоких частотах», - сказал он.
«Не имея возможности точно предсказать, как поведет себя лист, мы не могли применять электрический ток с правильными параметрами, чтобы в результате получилось движение вперед», - сказал ученый.
В течение двух лет исследователи устанавливали датчики по всему листу, точно регулируя его поведение.
После точной регулировки волны наконец стали вести себя согласно расчетам, небольшой «ковер» смог двигаться.
В документе, описывающем проект, слово «летит» всегда пишется в кавычках. Джафферис и его соавторы таким образом подчеркивают, что у листа больше общего с аппаратом на воздушной подушке, чем с самолетом.
«Лист должен находиться близко к земле, - объяснил Джафферис. - Таким образом, воздух попадает в «ловушку» между листом и землей, и когда волны движутся в одном направлении, он нагнетает воздух назад». Это создает тягу.
Преимущество этого вида движения, утверждает он, заключается в отсутствии движущихся компонентов, таких как зубчатые передачи, которые трутся друг о друга. Этим лист отличается от самолетов, вертолетов и судов на воздушной подушке.
«Идеальным было бы использовать его в какой-то пыльной, грязной среде, где движущиеся части быстро загрязнились бы и остановились», - пояснил он.
Тем не менее, признал он, при существующих технологиях «размах крыльев» «ковра-самолета», достаточно мощного, чтобы перевозить человека, составил бы минимум 50 метров. С другой стороны, предварительные расчеты показывают, что, например, на планете Марс достаточно атмосферы, чтобы плавающие планетоходы могли скользить над пыльной поверхностью.