Законопроект о люстрации, или обычная профанация
Валентин Гладких, кандидат философских наук, политический аналитик, специально для РБК-Украина
Одним из ключевых требований участников Евромайдана была люстрация - полное очищение всех ветвей власти, направленное на изъятие из системы государственного управления лиц, причастных к многочисленным систематическим злоупотреблениям, нарушениям прав и свобод граждан Украины, коррупции и другим злодеяниям, дискредитировавших себя лично и государственную власть в целом, едва не переведя Украину к разряду failed states - несостоявшихся государств.
Однако за полгода, которые прошли с того времени, как Виктор Янукович и его ближайшее окружение ретировались в Россию, стали вполне очевидными две вещи. Во-первых, очищение и обновление власти являются необходимой предпосылкой перехода на рельсы качественно иного государственного управления, которое могло бы реформировать и модернизировать Украину, поскольку существующий политико-административный класс, сформированный за времена независимости, неспособный ни спланировать, ни тем более реализовать реформы. Во-вторых, нынешний политико-административный класс совершенно не заинтересован в обновлении власти и страны, поэтому нечего надеяться на его самоочищение.
Собственно, это острое противоречие между требованием общества радикально изменить ситуацию в стране и желанием господствующего класса сохранить свой статус-кво и определяет бессмысленную возню вокруг вопроса о люстрации, которую представители власти и общества понимают совершенно по-разному. Если общественность преимущественно понимает под люстрацией полное устранение от власти всех лиц, причастных к формированию и функционированию преступного строя, единственной целью которого было порабощение общества в пользу власти имущих, независимо от цвета их партийных флагов, то представители господствующего класса предпочитают воспринимать люстрацию исключительно как устранение от власти своих менее успешных конкурентов и увеличение и укрепления собственной власти за их счет, проще говоря, как поиск козла отпущения.
Этим, собственно, и объясняется попытка народных избранников, львиная доля которых спокойно и не без выгоды для себя пересидела под куполом Верховной Рады Украины правление не одного "преступного режима", вместо создания легальных механизмов, которые бы позволили обновить и очистить власть - как то внесение изменений в законы о выборах, политических партиях, прокуратуре, введение контроля за расходами и т.д., заниматься циничным очковтирательством, бросая общественности в качестве кости нелепые законы о люстрации.
Ярким примером такого нелепого закона о псевдолюстрации и является одобренный в первом чтении законопроект №4359а "Об очищении власти". За соответствующее решение проголосовали 252 народных избранника, якобы "напуганных" активистами Майдана, Автомайдана, других общественных организаций, которые упорно пикетировали под стенами парламента, требуя "очищения власти".
К сожалению, несмотря на то, что отдельные политики и эксперты пытаются представить как маленький шаг для парламента, но огромный шаг для общественности одобрение в первом чтении вышеуказанного законопроекта, "которым предлагается определить правовые и организационные основы проведения проверки государственных служащих и приравненных к ним лиц, должностных лиц органов местного самоуправления с целью восстановления доверия к власти и создания условий для построения новой системы органов власти в соответствии с европейскими стандартами" и отмечают принятие этого законопроекта как высадку человека на Луну, на самом деле этот законодательный акт мало чем может помочь делу очищения и обновления власти.
Как совершенно справедливо отметило в своем заключении Главное научно-экспертное управление аппарата Верховной Рады Украины: "законопроект в предложенной редакции не позволит достичь указанной цели, поскольку: 1) вместо усиления или введения эффективных механизмов изъятия из власти лиц, которые ее дискредитировали, законопроект предлагает дублирование уже предусмотренных законодательством проверок, на практике продемонстрировавших свою неэффективность; 2) в проекте не предложено понятного и целостного механизма очистки власти, а значительная часть предписаний проекта имеет незавершенный и противоречивый характер".
Не вдаваясь в детальный анализ юридической казуистики можно сказать, что авторы законопроекта не предлагают ничего нового кроме проведения специализированных проверок, процедура и предмет которых уже и так в значительной степени определены действующими Законами Украины "О государственной службе" и "Об основах предотвращения и противодействия коррупции". Между прочим, как хорошо известно из практики, все эти "антикоррупционные" проверки и заполнения деклараций о доходах никоим образом не помешали коррупции и не способствовали ни в очистке, ни обновлению власти. Так же, как и "замещение вакантных должностей на конкурсной основе" никоим образом не привело к повышению уровня компетентности чиновников и росту кадрового потенциала государственной службы. Все это - профанация.
Единственным позитивом и намеком на настоящую люстрацию, который содержится в законопроекте, можно было бы считать перечень лиц, которых согласно данному закону следует считать не прошедшими проверку, а следовательно лишены права занимать должности в органах государственной власти. Однако вряд ли можно считать исчерпывающим перечень лиц, которые должны быть лишены права занимать государственные должности, если по формальным критериям в него нельзя включить немало одиозных фигур со шлейфом коррупционных скандалов, в том числе и одного из авторов "люстрационного" законопроекта Виталия Журавского, который успел победоносно поработать не только на благо киевлян вместе с молодой командой Леонида Черновецкого, но и на ниве государства в качестве члена фракции Партии регионов.
Подводя итог, можно с сожалением констатировать, что вместо закона, который бы создал правовую основу для реального обновления и очищения власти, общественности опять подсунули очередную фальшивку или, как когда-то справедливо отметил известный оратор регионалов Михаил Чечетов, "развели, как котят".