За соответствующее решение проголосовали 288 нардепов
Верховная Рада Украины поддержала постановление №2217/АП о направлении в Конституционный суд Украины законопроекта № 2217а "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)". За соответствующее решение проголосовали 288 нардепов при 226 минимально необходимых.
Отметим, что этот законопроект предусматривает, внесение изменений в Конституцию Украины, которым закрепляется отход от централизованной модели управления в государстве, обеспечивается способность местного самоуправления и устанавливается новая система территориальной организации власти в Украине на основе принципов субсидиарности, вездесущности и финансовой самодостаточности местного самоуправления.
Отмечается, что предлагаемые изменения сохраняют унитарную форму государственного устройства Украины. Вместе с тем, проект закона о децентрализации предлагает закрепить в Конституции Украины норму, согласно которой "особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом".
Напомним, Президент Украины Петр Порошенко исключил возможность особого статуса Донбасса в проекте изменений к Конституции Украины.
Кроме того, законопроект предлагает закрепить в Конституции положения, согласно которым систему административно-территориального устройства Украины составляют административно-территориальные единицы: общины, районы, регионы. Территория Украины поделена на общины".
"Община является первичной единицей в системе территориального устройства Украины. Несколько общин составляют район. АР Крым и области являются регионами Украины", - говорится в проекте изменений к Конституции.
Согласно проекту изменений к Конституции по части децентрализации, территориальная община, состоящая из жителей поселения или поселений, осуществляет местное самоуправление через органы местного самоуправления. Также указано, что территориальная община осуществляет местное самоуправление непосредственно путем местных референдумов и в других формах, определенных законом.
Органами местного самоуправления общины является совет общины как представительный орган и исполнительные органы местного самоуправления общины. Председатель общины председательствует на заседаниях совета общины, возглавляет исполнительный орган местного самоуправления общины. Также органами местного самоуправления является районный, областной совет и их исполнительные комитеты. Срок полномочий председателя общины, депутатов совета общины, районного, областного совета, избранных на очередных выборах, составляет 4 года.
Очередные выборы депутатов всех советов общин, районных, областных советов, глав общин происходят в последнее воскресенье октября четвертого года полномочий, а очередные внеочередные выборы - не позднее 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий.
Районный совет, областной совет назначает и освобождает председателя исполнительного комитета совета и по его представлению формирует состав этого органа.
Также в Конституции предлагается закрепить финансовую основу местного самоуправления, а именно:
1) земля, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, другие объекты, которые есть в коммунальной собственности территориальной общины;
2) местные налоги и сборы, часть общегосударственных налогов и другие доходы местных бюджетов;
3) объекты совместной собственности территориальных общин и находятся в управлении районного или областного совета и содержатся за счет средств соответственно районного или областного бюджета.
"Государство обеспечивает соизмеримость финансовых ресурсов и объема полномочий органов местного самоуправления, определенных Конституцией и законами Украины. Изменение компетенции органа местного самоуправления осуществляется с одновременными соответствующими изменениями в распределении финансовых ресурсов", - говорится в проекте изменений к Конституции.
Территориальная община непосредственно или через органы местного самоуправления общины, согласно закону:
1) управляет имуществом, находящимся в коммунальной собственности;
2) утверждает бюджет соответствующей общины и контролирует его исполнение;
3) утверждает программы социально-экономического и культурного развития и контролируют их выполнение;
4) устанавливает местные налоги и сборы;
5) обеспечивает реализацию результатов местных референдумов;
6) образует, реорганизует и ликвидирует коммунальные предприятия, организации и учреждения, а также осуществляет контроль за их деятельностью;
7) решает другие вопросы местного значения, отнесенные законом к ее компетенции.
Согласно проекту изменений к Конституции по части децентрализации, территориальные общины, председателя общины, органы местного самоуправления в соответствии с законом принимают акты местного самоуправления, которые являются обязательными к выполнению на соответствующей территории. Действие актов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины останавливает префект с одновременным обращением в суд.
В случае принятия главой общины, советом общины, районным, областным советом акта, который не отвечает Конституции Украины, создает угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности, Президент Украины приостанавливает действие соответствующего акта с одновременным обращением в Конституционный суд Украины, временно приостанавливает полномочия председателя общины, состав местного совета и назначает временного государственного уполномоченного. Конституционный суд рассматривает такое обращение Президента Украины безотлагательно.
В случае признания Конституционным судом акта главы общины, совета общины, районного, областного совета таким, что отвечает Конституции Украины, Президент Украины отменяет приостановление действия акта.
Но если КСУ признал акт главы общины или местной рады таким, что не отвечает Конституции Украины, Верховная Рада Украины по представлению Президента Украины досрочно прекращает полномочия председателя общины, совета общины, районного, областного совета и назначает внеочередные выборы в определенном законом порядке.
Исполнительную власть в районах и областях, в Киеве и Севастополе осуществляют префекты, назначаемые на должность и увольняет с должности по представлению Кабинета министров Украины Президент Украины. Также Президент и Кабмин могут отменить акты перфектов.
Префект на соответствующей территории:
1) осуществляет надзор за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления;
2) координирует деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти и осуществляет надзор за соблюдением ими Конституции и законов Украины;
3) обеспечивает выполнение государственных программ и др.
Также, согласно законопректу по децентрализации, предусмотрено, что полномочия сельских, поселковых, городских председателей и депутатов местных советов, избранных на очередных выборах в октябре 2015 г. и местных выборах в период с октября 2015 г. до октября 2017 г., прекращаются со дня обретения полномочий соответственно председателями общин, советами общин, районными и областными советами, избранными на следующих очередных местных выборах в октябре 2017 г.
Напомним, Венецианская комиссия одобрила окончательную редакцию проекта децентрализации.
Отметим, 2 июля 2015 г Президент Украины Петр Порошенко внес в Верховную Раду законопроект № 2217а "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)".