Закон "Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний" не может быть применен на практике ни правоохранительными органами, ни судом из-за отсутствия в законодательстве механизмов его реализации. Об этом заявил член Совета судей Украины, заместитель председателя Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел Павел Гвоздик, сообщает пресс-служба ВССУ.
"Законом от 19 декабря 2013 года четко не определен круг лиц, на которых он распространяется, поскольку употребленный термин "участники акций протеста и массовых мероприятий" не позволяет определить, кого именно следует считать такими. Также непонятно, какие массовые мероприятия подразумеваются в законе, поскольку в указанный в нем период времени на территории Украины происходило большое количество концертов, выставок, спортивно-зрелищных и других массовых мероприятий", - отмечает Гвоздик.
При этом, по его словам, исчерпывающий перечень случаев освобождения от уголовной ответственности содержит Уголовный кодекс, и в нем нет указанной в новом законе формулировке.
"Принятый 19 декабря 2013 года закон предусматривает фактически новый вид освобождения от уголовной ответственности, при этом не предусмотренный Уголовным кодексом Украины. Как следствие, в Уголовном процессуальном кодексе Украины отсутствует и процедура его применения. Таким образом, в украинском законодательстве просто нет норм, регулирующих процедуру инициирования, рассмотрения, принятия решения об освобождении от ответственности согласно положениям принятого закона, обжалования принятых решений, определения должностных лиц, которые должны осуществлять соответствующие действия", - подчеркивает Гвоздик.
Судья указывает на то, что на сегодня единственным видом освобождения от ответственности, который может произойти по решению Рады, является амнистия. Однако в принятом законе амнистия не упоминается, а его положения почти полностью не соответствуют законодательству, которое регулирует вопросы ее применения (например, амнистированным может быть исключительно лицо, признанное виновным в совершении преступления обвинительным приговором суда, а принятый закон позволяет освобождать от ответственности и подозреваемых во время досудебного расследования).
"Также невозможно реализовать положения закона, которые запрещают открывать новые уголовные производства. Во-первых, уголовные производства в соответствии с Уголовным процессуальным кодексом Украины не открываются, поскольку на этой стадии процесса нет необходимости принимать какое-либо отдельное решение, в том числе об открытии уголовного производства. Во-вторых, досудебное расследование начинается после внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований безальтернативно, то есть фактически в автоматическом режиме", - резюмирует Гвоздик.