Выход международных сетей фастфудов на украинский рынок тормозит экономическая и политическая нестабильность, - участники рынка
Ни одна из международных сетей фастфудов и кофеен, планировавших выйти в Украину накануне Евро-2012, не успевает сделать это в срок. В компаниях-партнерах сетей говорят, что в большинстве случаев им не удается договориться о приемлемых условиях сотрудничества - международные компании пугают риски рынка, а локальные не могут гарантировать высокие темпы развития. Но интерес к столь крупному рынку у компаний остается высоким, и в течение нескольких лет участники рынка ожидают выхода компаний в Украину, сообщает издание "Коммерсант-Украина".
По данным участников рынка, сейчас в Украине работает около 1000 заведений быстрого обслуживания. При этом, 80% оборота приходится примерно на 300 заведений, которые принадлежат нескольким крупнейшим компаниям. По оценкам директора по маркетингу "Макдональдз Юкрейн" Сергея Братусева, потенциально рынок может вырасти вдвое.
Директор консалтинговой компании "Украинская торговая гильдия" Евгения Локтионова говорит, что сейчас более десяти крупных зарубежных сетей ищут помещения для своих заведений, но ни одна из них к чемпионату Евро-2012 не успевает. Большинству компаний не удается договориться с местными партнерами. Так, например, сети настаивают на открытии сотни заведений в первые несколько лет работы, но местные партнеры не могут гарантировать таких темпов.
Также участники рынка отмечают, что ресторанный бизнес сильно пострадал во время кризиса. Несмотря на то, что уровень посещаемости восстанавливается, "средний чек" продолжает падать, отметил владелец франшизы Double Coffee в Украине Дмитрий Харченко. Однако глава директората Ассоциации франчайзинга в Украине Андрей Кривонос считает, что низкое потребление - миф, который рестораторы распространяют среди международных партнеров, чтобы получить более выгодные условия сотрудничества. В "Макдональдс Юкрейн" также отмечают рост потребления, однако все же отмечают, что из-за нестабильной политической и экономической ситуации инвестиционная привлекательность Украины пока невысока.
По словам Андрея Кривоноса, хоть сети и не успевают выйти в Украину к Евро-2012, скорее всего, интерес к рынку сохранится.
Эксперты ожидают, что компании будут продолжать вести переговоры о развитии по франчайзингу. Некоторые сети принципиально развиваются именно по этой схеме. Однако в Украине этот способ пока недостаточно распространен. Для развития по франчайзингу необходима стабильная экономика и законодательство, гарантирующее соблюдение прав обеих сторон, отмечают участники рынка. Кроме того, чтобы франчайзинговый бизнес в Украине развивался, необходимо подготовить законодательную базу - сейчас эта сфера регулируется Гражданским и Хозяйственным кодексами. Проект отдельного закона "О франчайзинге" был инициирован Кабмином и зарегистрирован в Верховной раде еще в 2001 году, однако с тех пор так и не рассматривался. По мнению президента Федерации развития франчайзинга Украины Олега Лащука, после принятия такого закона международные сети ускорят процесс выхода на украинский рынок.