Юрий Панченко, экономический обозреватель, специально для РБК-Украина
Украинская экономика уже сполна почувствовала последствия боевых действий на Донбассе.
Окончательную оценку их последствий дали статистические данные промышленного производства июля. Согласно им, всего за прошлый месяц кризис в промышленности углубился почти в два с половиной раза - с 5% (спад в июне к аналогичному месяцу 2013 года) до 12,1%.
Такой резкий спад в первую очередь связан с обострением боевых действий на востоке. Если до сих пор ход АТО практически не влиял на работу крупнейших предприятий региона, то теперь все изменилось.
До недавнего времени военный конфликт затрагивал интересы в основном малого и среднего бизнеса, который исторически не имеет большого влияния на экономику Донбасса. Теперь же все крупнейшие предприятия, находящиеся в зоне АТО, уже остановили свою работу или же планируют остановить ее в ближайшее время.
Как результат, падение промышленного производства в Донецкой области составило 28,5%, тогда как в Луганской области промышленность сократила производство более чем вдвое - на 56%. А ведь всего месяцем ранее спад в этих двух областях составлял всего 13,7% и 20,4% соответственно.
Наибольшим ударом по экономике стала приостановка работы меткомбинатов. Как результат, в июне спад в металлургии углубился с 5,6% до 12,3%. И это на фоне растущего мирового спроса на металл!
При этом простой грозит не только предприятиям, находящимся в зоне АТО. Падение добывающей промышленности - с 4,8% до 12,7%, оставляет без сырья и ММК Ильича, и "Запорожсталь".
Отраслям, мало пострадавшим от боевых действий, грозит война торговая. Запрет РФ на импорт ряда групп продуктов питания привел к возвращению отрасли в новый период спада. После роста на уровне 7,1% пищевая промышленность вновь показала спад - до 3,5%.
Еще одно наблюдение - до сих пор одним из драйверов экономики были госзаказы. Бюджетная экономия поставила крест на такой возможности для экономики страны. Наиболее это заметно в статистике Киева, куда традиционно шел значительный объем бюджетных средств. Теперь же темпы падения промпроизводства в столице достигли 17,4%. Это наихудший (после Донецкой и Луганской областей) показатель по стране.
Все это говорит о необходимости очередного пересмотра годового макропрогноза. Правда, правительство не так давно пересматривало и свои прогнозы, и бюджетные показатели. Нынешний бюджет основан на ожиданиях спада ВВП Украины на уровне 6,5%.
Еще месяц назад такой прогноз выглядел даже консервативно. Однако теперь его уже можно назвать даже оптимистичным. Во-первых, неизвестно, как долго продлится АТО, а значит - будут стоять крупнейшие предприятия страны. Также до сих пор не решен вопрос цены на российский газ. А значит, уже с осени правительство перейдет к ограничению поставок газа промышленным предприятиям, еще больше угнетая их экономическую активность.
Пока этого не произошло, правительство больше обеспокоено задачей "свести конца с концами" в госбюджете и получить очередной транш от МВФ.
Исходя из последних новостей, в этой сфере правительству улыбнулась удача. МВФ не только подтвердил дату заседания Совета директоров, посвященного Украине (а ведь на заседания Совета выносят лишь заранее согласованные решения, а значит - вопрос выделения транша Украине уже решен, причем позитивно), но даже готов рассмотреть возможность объединения сразу двух своих траншей.
О такой возможности в среду заявил министр финансов Александр Шлапак. По его словам, общая сумма объединенных траншей должна составить 2,2 млрд долл.
Еще одна удача - МВФ вновь согласен на нецелевое использование своих кредитов. По словам Александра Шлапака, в правительстве ожидают, что как минимум 1 млрд долл. из кредита МВФ будет направлен на финансирование бюджетных расходов.
Напомним, традиционно МВФ кредитует покрытие резервов центрбанков, защищая тем самым стабильность национальных валют и финансовых систем. Первое исключение было сделано в 2009 г. и как раз для Украины. Однако впоследствии МВФ неоднократно заявлял о неготовности продолжать такую политику.
Соответственно, МВФ вынужденно соглашается и на увеличение госбюджета Украины. Если до обострения кризиса валютный фонд настаивал на пределе годового дефицита на уровне 3% ВВП, то впоследствии был вынужден поднять планку до 4,5%. Теперь же, рассказал Александр Шлапак, этот предельный уровень может быть поднят до 5% ВВП.
"Дефицит госбюджета на этот год был запланирован в размере 4,5%. В результате последних событий в стране он увеличился на 7,3 млрд грн. Если говорить об абсолютных цифрах, то это будет 87 млрд гривен", - заявил в среду министр финансов.
Поблажки со стороны МВФ - если они будут реализованы, несколько смягчат проблему пикирующей вниз экономики страны. Однако даже сдвоенный транш валютного фонда не решает эту проблему. Резкий обвал промышленности в июле может оказаться не последним - обострение боевых действий позволяет прийти к неприятному выводу, что падение производства на Донбассе еще не завершено.
На этот случай в правительстве лежит альтернативный макроэкономический прогноз на 2014 г. Согласно ему, дальнейшее обострение конфликта на востоке, окончательное закрытие российского рынка, а также проблемы с газом могут привести к углублению падения ВВП страны до 12%.
Такой сценарий - фактически приговор для страны. В отличие от 2009 г., сейчас страна уже не имеет значительных бюджетных резервов, сокращение которых может привести к социальному напряжению. В то же время позитивный эффект от ревальвации начала года уже постепенно проходит, а новое ослабление гривны имеет куда более негативное влияние на экономику.
В сложившейся ситуации драйвером экономического роста может стать восстановление Донбасса, проводимое на западные средства. Масштабное вливание средств в разрушенную инфраструктуру сможет стать существенным точкой для всей экономики страны. Однако такое восстановление возможно лишь после окончательного снятия угрозы военного конфликта с повестки дня.
Пока же нам остается надеяться лишь на внезапное на изменение работы Кабмина. Правительство должно выйти из спячки, предложив обществу давно анонсируемые реформы. Это может быть масштабное снижение налогов, уже анонсируемое правительством, или же радикальная - по грузинским лекалам, дерегуляция.
Однако всех этих реформ украинское общество так и не дождалось за пять месяцев работы нового правительства. Тем менее вероятно, что правительство будет проводить такие реформы накануне парламентских выборов. Особенно - в ситуации с отставкой министра экономики, который и должен был проводить такие реформы.