На рынке вторичной недвижимости до сих пор нет четких критериев оценки стоимости жилья и доступа к данным о сделках.
На рынке вторичной недвижимости до сих пор нет четких критериев оценки стоимости жилья и доступа к данным о сделках.
Как следствие, это провоцирует «черную дыру», и каждый участник рынка диктует свои условия. При этом в одних сегментах цены на первичную и вторичную недвижимость почти выравниваются, а в других сохраняется существенный разрыв, отмечает управляющий партнер компании KievStandard Олег Перегинец.
По его словам, ценообразование - наиболее проблемный момент «вторички». Собственник готов продавать квартиру по комфортной для него цене, и, как правило, завышенной. Ведь для любого хозяина его квартира лучше, чем у соседа. Кроме того, играют роль субъективные характеристики вкуса, приоритеты, а также зависимость от личной ситуации. От потребности купить другое жилье, приобрести бизнес, переехать в другой город или район и т.д., пишет Дом Риа
В то же время, уровень дисконта в данном сегменте составляет 5-20%. Особенно когда у покупателя есть реальные деньги и он готов с ними расстаться. При этом большое значение в торгах между сторонами имеет скорость сделки, а также способность покупателя воздействовать на продавца. Например, когда покупатель владеет средней ценой реальных сделок в конкретном районе (для этого достаточно опросить десяток-два агентов), либо пытается «скостить» стоимость жилья, указывая якобы на его недостатки, и даже манипулированием в информационном поле.
Бывало, что покупатель размещал в авторитетных изданиях заказные статьи о том, что квартиры в конкретном доме продаются с очень большим дисконтом в 50%, после чего к «обработке» продавца подключался агент.
По мнению эксперта, сейчас взаимоотношения продавца и покупателя походят скорее на противостояние, и борьбу за цену. Выбьет ли большую стоимость хозяин жилья, или сможет получить свой дисконт покупатель. И в ближайшем будущем такое противоборство явно сохранится.
В целом, по мнению Перегинца, продажа вторичного жилья в нынешних условиях - далеко не лучшее решение, поскольку ценовая ситуация не на стороне продавца и это попросту невыгодно. В то же время, сдача в аренду - гораздо привлекательнее до момента, так как «квадратные метры» могут приносить стабильный доход еще долгое время. Тем более что сейчас мы видим уникальную тенденцию: стоимость квартир падает, а цена аренды возрастает. Соответственно, логичнее воспользоваться возможностью получать стабильный доход, чем терять на разовой сделке.