ВСУ подготовил представление в КСУ по конституционности расширения полномочий Высшего совета юстиции и Высшего админсуда
В Конституционный суд Украины (КСУ) поступило представление от Верховного суда Украины (ВСУ) о соответствии Конституции Украины (конституционности) отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Украины, закона Украины "О Высшем совете юстиции", закона Украины от 13 мая 2010 г. № 2181-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по недопущению злоупотреблений правом на обжалование". Текст представления размещен на официальном сайте ВСУ.
ВСУ просит КСУ проверить на предмет соответствия требованиям ст. 1, ч. І ст. 6, ч. І и ІІ ст. 8, ч. ІІ ст. 19, ч. ІІІ ст. 22, ч. І и ІІ ст. 55, ст. 59, 64, п. 14 и 22 ч. І ст. 92, ч. ІІ и V ст. 125, ч. І и ІІ ст. 126, ст. 131 Конституции Украины и признать не отвечающими Конституции Украины (неконституционными):
1) в Кодексе административного судопроизводства Украины:
- положение части четвертой статьи 18 в части определения подсудности Высшему административному суду Украины (ВАСУ) как суду первой инстанции дел по обжалованию актов, действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции;
- части второй статьи 19, определяющей подсудность дел по обжалованию правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, касающиеся интересов конкретного лица, административному суду по месту жительства (пребывание, нахождение) истца, в части дополнения словами "кроме дел по поводу обжалования актов, действий или бездеятельности ВР Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции (ВСЮ), касающихся интересов конкретного лица";
- пункта 1 части пятой статьи 117, предусматривающим, что не допускается обеспечение иска путем остановки актов ВР Украины, Президента Украины, ВСЮ и установление для них запрета совершать определенные действия;
- статьи 171-1 по рассмотрению Высшим админсудом Украины как судом первой и последней инстанции дел по обжалованию актов, действий или бездеятельности ВР Украины, Президента Украины, ВСЮ;
2) в Законе Украины "О Высшем совете юстиции":
- положение части первой статьи 24, в соответствии с которыми заседание ВСЮ считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов ВСЮ от его конституционного состава;
- положение части третьей статьи 25, которыми Высший совет юстиции наделяется полномочиями истребовать копии судебных дел, рассмотрение которых не закончилось, для их проверки;
- частей второй и третьей статьи 32, в которых дается определение нарушения присяги судьи, части четвертой статьи 42, части шестой статьи 46 в части возможности рассмотрения Высшим советом юстиции вопроса об освобождении судьи от должности при особых обстоятельствах, а также о дисциплинарной ответственности судьи в случае его отсутствия по уважительным причинам и без предоставления им объяснений;
3) в Законе Украины от 13 мая 2010 года P 2181-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно недопущения злоупотреблений правом на обжалование":
- подпункт 4 пункта 3 раздела І в части исключения положения части второй статьи 30 Закона Украины "О Высшем совете юстиции" в редакции, действовавшей до внесения изменений, в соответствии с которым член ВСЮ, затронувший вопрос перед ВСЮ об увольнении с должности судьи, не участвует в голосовании при принятии решения; пункт 3 раздела ІІ "Заключительные и переходные положения"
- а также в целом данный закон.
ВСУ просит КСУ признать производство по этому конституционному представлению безотлагательным и рассмотреть его в пределах месячного срока.
Для участия в конституционном производстве по этому представлению уполномочиваются руководитель службы головы ВСУ Николай Мельник, советник председателя ВСУ Александр Константий, советник председателя ВСУ Александр Ильков.