Верховная Рада Украины (ВР) сегодня, 7 июля, приняла во втором чтении и в целом законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины (относительно усовершенствования некоторых норм Налогового кодекса Украины)", который в частности предусматривает освободить от уплаты единого социального взноса пенсионеров и инвалидов, работающих на упрощенной и общей системе налогообложения и которые не используют труд наемных работников.
Соответствующий проект (№ 8217 от 12.03.2011 г.), инициированный председателем комитета ВР по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики, нардепом от Партии регионов Виталием Хомутынником, поддержали 264 народных депутатов.
Во время представления документа, Хомутынник отметил, что документ должен удовлетворить требования властей, бизнеса и гражданского общества. По его словам, большинство предложений малого и среднего бизнеса были учтены в законопроекте.
В частности, определено, что порядок выдачи налогового поручительства определяется центральным органом государственной налоговой службы по согласованию с Национальным банком Украины, а порядок ее регистрации - центральным органом государственной налоговой службы.
Согласно принятому акту, налоговым периодом может быть: календарный год; календарное полугодие; календарный квартал; календарный месяц; календарный день.
Порядок контроля таможенными органами за уплатой плательщиками налога на добавленную стоимость, акцизного налога и экологического налога устанавливается общим решением центрального органа государственной налоговой службы и специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области таможенного дела.
Также Налоговый кодекс дополнен положением, которое предусматривает, что с налогоплательщиками, которые подают отчетность в электронной форме, переписка с органами государственной налоговой службы может осуществляться средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона о электронного документооборота и электронной цифровой подписи. По запросу налогоплательщика, получившего документ в электронной форме, орган государственной налоговой службы предоставляет такому налогоплательщику соответствующий документ в бумажной форме в течение трех рабочих дней со дня поступления соответствующего требования (в письменной или электронной форме) налогоплательщика.
Достаточным подтверждением подлинности документа налоговой отчетности, согласно закону, является наличие оригинала подписи уполномоченного лица на документе в бумажной форме или наличие электронной цифровой подписи налогоплательщика.
Центральный орган контролирующего органа проводит периодическое обобщение налоговых консультаций, касающихся значительного количества налогоплательщиков или значительной суммы налоговых обязательств, и утверждает приказом обобщающие налоговые консультации, которые подлежат обнародованию.
Принятым законопроектом установлено, что должностные лица органа государственной налоговой службы вправе приступить к проведению документальной выездной проверки, фактической проверки при наличии оснований для их проведения, определенных настоящим Кодексом, и при предъявлении или направления в случаях, определенных настоящим Кодексом, следующих документов:
налогоплательщика, который проверяется, цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на проверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителю органа государственной налоговой службы или его заместителя, который скреплен печатью органа государственной налоговой службы; направления на проведение такой проверке, в котором указываются дата выдачи, наименования органа государственной налоговой службы, реквизиты приказа о проведения соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физического лица копии приказа о проведении проверки; служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.
Непредъявление или неотправление в случаях, определенных этим Кодексом налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) этих документов или предъявления указанных документов, оформленных с нарушением требований, установленных настоящим пунктом, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц органа государственной налоговой службы к проведению документальной выездной или фактической проверки.
В принятых изменениях в Налоговый кодекс остался нерешенным вопрос включения в валовые расходы затрат, понесенных на приобретение у "единщиков" товаров и услуг, что усложнит операции между малым и крупным бизнесами.
Напомним, 16 июня ВР приняла решение перенести на следующую пленарную неделю рассмотрение во втором чтении данный законопроект. Тогда данное предложение внес профильный комитет с целью завершения наработки "полностью унифицированного" Налогового кодекса Украины.
19 апреля с.г. ВР приняла за основу изменения в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых норм, тогда его поддержали 263 народных депутатов.