Народные депутаты Украины поддержали в первом чтении законопроект №3396 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства по вопросам проведения выборов". За соответствующее решение проголосовали 281 народный депутат.
Народные депутаты Украины поддержали в первом чтении законопроект №3396 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства по вопросам проведения выборов". За соответствующее решение проголосовали 281 народный депутат.
Кроме того, депутаты проголосовали за то, чтобы пройти рассмотрение данного закона во втором чтении по сокращенной процедуре.
При этом первый заместитель председателя ВР Украины Игорь Калетник уверен, что в соответствии со 101-й статьей регламента, парламент не может сократить по процедуре ad hoc период подготовки законопроекта о выборах народных депутатов во втором чтении так, чтобы он был подготовлен к рассмотрению ко вторнику.
Законопроект, разработанный народными депутатами от Партии регионов Александром Ефремовым и Владимиром Олийныком, подготовлен с учетом выводов и рекомендаций миссии по наблюдению за выборами народных депутатов Украины 28 октября 2012 г. ОБСЕ/БДИПЧ и других официальных миссий наблюдателей от иностранных государств и международных организаций.
Как сообщил РБК-Украина народный депутат из фракции "Батькивщина", бывший член ЦИК, Руслан Князевич, из нового проекта закона о выборах с прежним регистрационным номером исчез целый ряд положительных норм.
"У меня вопрос: почему целый ряд норм, которые были позитивными в законопроекте Ефремова и Олийныка, сейчас убираете? Ну, например, почему вы отходите от того тезиса, который нашими европейскими партнерами ставится, и мы на нем настаиваем - о необходимости проведения по каждой ОИК жеребьевки? Там было (в исходном варианте зарегистрированного законопроекта), а сейчас уже нет. Почему мы отходим вообще от идеи, что все решения избирательных комиссий - окружной и Центральной - должны публиковаться на сайте ЦИК, как настаивает Европа, а сейчас это убирается?... Также я не понимаю, почему появилась такая вещь, как количество неиспользованных бюллетеней в окружных избирательных комиссиях. Какие это неиспользованные бюллетени в ОИК? Их в пачках получают и в пачках передают. Получается, что какую-то часть они должны оставлять, а потом смотреть, где недостает? Как по мне, огромное количество норм, которые были позитивными в предыдущем законопроекте почему-то убираются", - заявил Князевич.
В то же время, как заявил РБК-Украина один из авторов данного законопроекта народный депутат от Партии регионов Дмитрий Шпенов, в результате обсуждения данного законопроекта на заседании парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления, было принято решение о том, что некоторые нормы ранее поданного законопроекта народных депутатов Ефремова и Олийныка очень тяжелы для имплементации в действующее законодательство.
"Это непосредственно окружные комиссии, которые регистрируют кандидатов в народные депутаты, это нормы, где предполагалось, чтобы допустить к регистрации и участию в выборах, лиц, которые имеют судимость за умышленные преступления", - отметил Шпенов.
По его словам проект закона в новом виде предусматривает, среди прочего, что регистрация кандидатов-мажоритарщиков осуществляет исключительно ЦИК, ЦИК утверждает форму цвет и содержание избирательных бюллетеней в частности и для одномандатных округов, а в предыдущей версии законопроекта было предложение о том, что каждая окружная комиссия может быть под разным цветом и разным содержанием.
Также запрещается менять границы избирательных округов в течение избирательного процесса, что было на прежних выборах.
"ЦИК не позднее, чем за 175 дней со дня голосования публикует на своем официальном сайте перечень одномандатных округов с указанием их номеров, а также адресов помещений соответствующих избирательных комиссий, но не позднее, чем на 2-ой день после начала избирательного процесса публикует указанные сведения в общегосударственных, региональных и частных СМИ. Процедура признания голосования на избирательных участках "недействительным" остается в действующей редакции, о которой партии, в том числе и оппозиционные, говорят, что она универсальная и демократичная", - пояснил Шпенов.
Кроме того, по его словам, предлагается обязать обнародовать информацию о стоимости рекламных площадей и мест их расположения в установленном ЦИК порядке для прозрачности проведения в избирательных комиссиях, унормирован порядок надзора за соблюдением СМИ требований избирательного законодательства, ст. 74. А также предлагается закрепить за ЦИК полномочия регистрации доверенных лиц кандидатов, поскольку окружные комиссии формируются гораздо позже, чем регистрация кандидатов.
"Изменения будут способствовать реализации кандидатами в депутаты их прав, - заявил Шпенов. - Я считаю, что это - нормы технические и наоборот только усовершенствуют тот законопроект, который будет подан с европейскими рекомендациями".
В свою очередь Князевич, "возвращение нормы, по которой регистрация кандидатов в депутаты проводится ЦИК, - правильное".
Также положительно, что убрана норма о возможности признания "недействительными" голосования на участках в судебном порядке, это положительно, но негатив в том, что никак не урегулирован действующий порядок признания "не действительным", то есть осталось что есть. А наибольшее количество проблем, о чем говорят наши европейские партнеры, были в комиссиях, которые злоупотребляли своим правом, не участковые комиссии, а ... ОИК", - отметил Князевич.
В свою очередь депутат Шпенов отметил, что нормы, которые пока внесены из законопроекта, будут обсуждаться при подготовке данного документа ко второму чтению.