Верховная Рада Украины может повысить порог входа страховых компаний на рынок обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев (ОСАГО) и "зеленой карты" в десять раз, а отчисления на содержание Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ) - вдвое, пишет "Коммерсант-Украина".
Вчера комитет Верховной рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики принял решение рекомендовать одобрить во втором чтении законопроект №9462, существенно меняющий правила ОСАГО.
Предлагается, чтобы в случае исключения страховщика из членов бюро Нацкомфинуслуг автоматически останавливала действие лицензии. Сейчас регулятор делает это только в случае нахождения нарушений в деятельности страховщика. Напомним, в конце 2011 года ЗАО "Украинская экологическая страховая компания" и ЧАО "УИСК "Инвестсервис"" не смогли выполнить свои обязательства по договорам "зеленой карты", после чего их членство в МТСБУ было приостановлено. Решения по лицензии "Инвестсервиса" регулятор принял только спустя две недели.
Кроме того, получение статуса ассоциированного и полного члена МТСБУ станет очень затратным. Сейчас для получения статуса ассоциированного члена, имеющего право заниматься продажей полисов ОСАГО, компания должна направить в фонд защиты потерпевших минимум 100 тыс. евро. По инициативе депутата Андрея Пинчука (Партия регионов), размер взноса будет увеличен до 1 млн евро (в первом чтении предлагалось 300 тыс. евро). Требования к полным членам, что дает право продавать также полисы "зеленой карты" (международные договоры), вырастут с 200 тыс. евро до 2 млн евро (500 тыс. евро).
Неожиданным оказалось предложение по увеличению отчислений страховых компаний на содержание бюро. "Размер фонда финансирования деятельности МТСБУ не может быть меньше, чем 2% от страховых премий по договорам ОСАГО за предыдущий год",- говорится в предложении Пинчука, которое было учтено комитетом. По последним данным бюро, в январе-октябре 2011 года было собрано премий на 1,82 млрд грн (+42,4%). Учитывая такие темпы роста, по итогам 2011 года страховщики могли собрать 2,44 млрд грн. Таким образом, 2% отчислений составят 48,8 млн грн. Текущий бюджет МТСБУ, по словам его членов, составляет 18 млн грн. По их прогнозам, он действительно вырастет до 40-50 млн грн. В ходе обсуждения президент Украинской федерации страхования Александр Завада заявил о необходимости прописать в законе то, что управление этими средствами должно осуществляться всеми членами бюро. Глава комитета Виталий Хомутынник обещал обсудить эту идею.
Изменения коснутся и потребителей услуг страховщиков. В первой редакции закон предусматривал отмену системы "бонус-малус", позволяющей делать скидки клиентам с большим опытом безубыточного вождения. Идея ее отмены возникла у депутатов для уменьшения демпинга на рынке, но теперь парламентарии передумали. При этом Андрей Пинчук решил поддержать компании, с которыми клиенты расторгают договоры до окончания их срока действия. Страхователям не будут возвращать часть платежа за период, когда страховка больше не будет действовать.
Участники рынка возмущены увеличением отчислений в МТСБУ. Особенно большие расходы понесут крупные компании. "Это расходование на бюрократический аппарат, который качественно ничего не принесет. Состояние страховых компаний от этого точно не улучшится", - считает председатель правления СГ ТАС Дмитрий Грицута. С ним соглашается председатель правления АСК "Инго Украина" Игорь Гордиенко: по его словам, 18 млн грн "более чем достаточно для обеспечения работы бюро". При этом в компаниях не исключают, что дополнительные отчисления будут заложены в стоимость полисов.
При этом все поддерживают увеличение взносов в фонд защиты потерпевших. По словам генерального директора СК "Наста" Павла Литвина, данная инициатива позволит очистить рынок от "однодневок". Генеральный директор СК "Днепринмед" Наталья Белинская считает, что результатом ужесточения станет сокращение количества участников рынка ОСАГО с 86 до 50. "Сумма в 1 млн евро выполнима, но должен быть переходный период", - отмечает Литвин. На выполнение этой нормы компаниям отведут полгода после вступления в силу закона.
Отметим, ранее МТСБУ усилило ответственность страховых компаний за невыполнение ими обязательств.