Вовк прокомментировал обстоятельства, предшествующие принятию формулы "Роттердам+"
Введение формульного механизма определения цены энергетического угля позволило уйти от ручного управления и снизить государственные дотации угольной отрасли. Об этом глава Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, (НКРЭКУ) Дмитрий Вовк заявил в интервью, опубликованном интернет-изданием "Экономическая правда".
"На самом деле наша задача — отойти от ручного управления и перейти к прозрачным механизмам расчета цены. Раньше индикативная цена определялась волевым решением министра или вице-премьер-министра. На момент принятия решения было очевидно, что у Украины недостаточно источников угля. Было очевидно, что большая часть добычи неконкурентная", - прокомментировал он обстоятельства, предшествующие принятию формулы "Роттердам+".
"Раньше у страны было два варианта. Первый — казаться красивыми, ставить низкие цены, при этом параллельно из госбюджета выделять много средств государственным шахтам. Последняя рекордная цифра была в 2014 году — 10 млрд грн. В 2013 году было 16 млрд грн. По тому курсу — 2 млрд долл. По текущему курсу это 52 млрд грн. Как только устанавливаются рыночные цены, появляется мерило эффективности. Если компания зарабатывает, ей не нужны дотации. Если теряет — государство должно определиться: субсидировать или нет. Такой подход и был выбран", - подчеркнул Вовк.
Глава энергетического регулятора считает, что введение формульного принципа позволяет избежать злоупотреблений.
"В 2015 году что на газовом рынке, что на рынке энергетическогоугля доминировал подход "затраты плюс". Он является архаичным, потому что в нем море возможных манипуляций. Чтобы от этого уйти, нужно выбрать бенчмарк (рыночный индикатор цены – ред.). Он был выбран", - сказал он.
В апреле 2016 года НКРЭКУ утвердила методику расчета оптовой цены электроэнергии, которая базируется на европейском индексе цен на уголь API2 (порт Роттердам). Как сообщалось, оптовая рыночная цена установлена Национальной комиссией, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, влияет только на тариф для промышленных потребителей. Тарифы на электроэнергию для населения Украины остаются самыми низкими в Европе.