Страшное слово "война" стало печальной явью для каждого украинца. Но рядом с трагедиями и ужасами войны течет жизнь, поскольку только с верой в нее можно одолеть смерть. Спортивная жизнь – не исключение.
Об иностранном опыте проведения спортивных соревнований в разгар войны – в материале РБК-Украина.
Дальнейший "простой" спортсменов уже вскоре приведет к коматозному состоянию, а после – и к гибели целых командных и индивидуальных видов. Неудивительно, что функционеры ищут пути спасения.
Отечественный футбол как самый популярный вид спорта в Украине на передовой этих поисков. В ближайшие дни или недели УАФ, Премьер-лига и ПФЛ должны обнародовать контуры заранее непростого сезона 2022/23. Если раньше привычными проблемами профессионального футбола были погодные условия, судейские скандалы и финансовые трудности клубов, то теперь клубок неурядиц следует умножить в сотню раз.
Планы на предстоящий сезон от грез обо всем турнире в Турции или Польше набрали реальных очертаний. В настоящий момент наиболее вероятный вариант – проведение подавляющего большинства поединков в Украине с матчами грандов в польских городах перед выступлениями в еврокубках. Такой подход выводит на первый план вопрос безопасности. Поэтому украинский футбол должен перенять печальный опыт других горячих точек планеты по организации игры во время войны.
Конечно, футбол играли и в Афганистане, и в Ираке. Но более целесообразны примеры других войн – за суверенитет Хорватии 1991-1995 гг., Боснийской 1992-1995 гг. и продолжающегося десятилетия Арабо-израильского конфликта. Характер этих военных конфликтов частично перекликается с российско-украинской войной. Оккупированные территории, ракетные обстрелы городов в сотне километров от линии фронта, воздушные тревоги и авианалеты препятствовали футбольным соревнованиям и там.
В сезоне-1992 – премьерном для высшего дивизиона Хорватии – пять из 12-ти клубов вынуждены были играть домашние матчи за пределами родных городов. "Цибалия", "Дубровник", "Осиек", "Шибеник" и "Задар" принимали соперников в Джяково, Метковиче, Кутево, Сплите и ряде других городов, постоянно путешествуя по Хорватии. Это, однако, не помешало тому же "Осиеку" завоевать бронзовые награды.
"Ситуация была ужасной, – рассказывает хорватский журналист Юрай Врдоляк. Весной 1992-го треть страны была оккупирована сербскими войсками, как сейчас восток Украины. Помогло временное прекращение огня там, хотя оно и часто нарушалось. Например, "Цибалия" должна была играть в Дубровнике, но местная полиция фактически запретила проведение поединка. Еще два месяца назад там действовал режим прекращения огня, но теперь Дубровник постоянно подвергался артиллерийским обстрелам".
Наконец, по словам обозревателя, даже крохотный остров Корчула в Адриатическом море принимал матчи высшего дивизиона. Те же "Дубровник" и "Цибалия" вынуждены были тренироваться, где придется. "Задар" и "Шибеник" не играли дома из-за постоянных обстрелов и изучили все хорватское побережье, а заодно и все тамошние подвалы и хранилища. А "Осиеку" как-то пришлось экстренно эвакуироваться со стадиона в Кутьево из-за сирены воздушной тревоги...
"Было много импровизации, но желание игрой в футбол "нормализовать" ежедневные ужасы оказалось сильнее страха. Сезон-1992 был больше проявлением чистого футбола, а не соревнований, где каждый завершенный тур был сам по себе достижением. Даже о традиционных противостояниях на время забыли", – резюмирует Врдоляк.
Если хорватский футбол находился в экстремальных условиях несколько лет, то в Израиле "копанный мяч" вынужден жить в опасности постоянно. Едва не решающую роль в предоставлении разрешений на проведение спортивных событий при росте угроз со стороны террористов играет Командование тыла Израиля, отмечает основатель портала The Sports Rabbi Джошуа Халикман.
"Когда Израиль обстреливают из сектора Газа или других территорий, то Командование тыла извещает лиги и команды о том, где и когда могут состояться матчи. Поэтому, когда они фиксируют атаки ХАМАСа на окраины Тель-Авива, то позволяют играть севернее, например, в Хайфе" , – рассказывает журналист.
Что касается зрителей, то общих правил допуска нет. Каждая отдельная ситуация регулируется местными властями. Они могут разрешить заполнить трибуны без ограничений или предъявить несколько требований. Халикман вспоминает, как в преддверии поединка баскетбольного "Маккаби" из Тель-Авива существовала серьезная угроза ракетного обстрела города. Но организаторы ограничились инструктажем для фанатов по реакции на атаку – пригнуться и спрятать головы под сиденьем как в самолете или же перейти на лестничные площадки арены.
Накануне руководство украинской Премьер-лиги призналось, что вероятным вариантом проведения сезона 2022/23 будет старт в трех городах – Киеве, Львове и Ужгороде. Расширить географию могут Ривне и Тернополь. "Добро" на проведение матчей во всех городах должны предоставить военные администрации.
Работают в УПП и над протоколом безопасности с детальным алгоритмом действий участников поединков в случае чрезвычайных ситуаций. В том числе и воздушных тревог. Все официальные лица будут направляться в убежища, но вот с их наличием рядом со стадионами могут возникнуть проблемы.
"Будет учтен и временной промежуток, сколько мы должны ждать, а также дальнейшие действия. Если, условно говоря, воздушная тревога затянулась, то что потом с тем матчем – переносится ли на другой день, или решение по нему будет принято дополнительно", – заявил исполнительный директор лиги в комментарии Футбол NEWS.
Но пока похоже, что украинский опыт "военного футбола" окажется ближе к хорватскому. Дело не только в возможных организаторских огрехах, накладках и неготовности к непредсказуемым обстоятельствам. Израиль выстраивал систему безопасности десятки лет, а Украина на эти рельсы еще не перешла. Так что Živjela improvizacija!
Срочные и важные сообщения о войне России против Украины читайте на канале РБК-Украина в Telegram.