Внесенные в Раду предложения по модели выборов парламента не решают проблему, - анализ
Валентин Гладких, кандидат философских наук, политический аналитик, специально для РБК-Украина
Поскольку реализация полномасштабных реформ невозможна без наличия в законодательном органе устойчивого пропрезидентского и проправительственного большинства, первоочередной задачей новоизбранного Президента Украины Петра Порошенко будет создание в парламенте большинства. Невозможность создания в силу многих причин и обстоятельств надежного пропрезидентского большинства в нынешней Верховной Раде Украины неизбежно ведет к досрочным парламентским выборам. Однако надо осознавать, что проведение досрочных выборов в Верховную Раду для новоизбранного Президента является не самоцелью, а лишь средством, которое должно позволить сформировать надежное пропрезидентское большинство. В противном случае роспуск нынешней Верховной Рады не позволит Порошенко решить ни одного стратегически важного вопроса, кроме разве что временной канализации социального недовольства.
Также необходимо понимать, что народные депутаты совсем не заинтересованы в досрочном прекращении своих полномочий и участии в очередных избирательных гонках без каких-либо гарантий попадания под купол Верховной Рады. То же касается и отдельных политических сил, которые, вполне вероятно, могут потерять после выборов статус парламентских партий.
Учитывая исходные позиции ключевых игроков, можно уверенно говорить, что основная парламентская борьба в ближайшее время будет продолжаться вокруг закона о выборах. Конфигурация этой борьбы будет определена действием трех факторов: желанием Порошенко сформировать пропрезидентское большинство; стремлением политических партий сохранить или приумножить свое присутствие в парламенте; недовольством широких слоев населения Украины текущей политической ситуацией и требованием обновить политический класс. Как бы там ни было, но седьмой созыв Верховной Рады Украины как-то должен принять новый закон о выборах перед тем, как уйти в историческое небытие.
Все это оживляет в среде политиков и экспертов дискуссии о наиболее приемлемой для Украины избирательной системе. Нужно отметить, что сейчас в мире существуют 150 различных избирательных систем, но идеальной или универсальной нет. В странах развитой демократии эффективно функционируют как мажоритарные, так и пропорциональные избирательные системы, причем последние как с открытыми, так и с закрытыми списками.
К большому сожалению, в Украине и до сих пор ищут своеобразный философский камень - идеальную избирательную систему, которая станет панацеей от всех социально-политических болезней украинского общества: коррупции, кумовства, застоя. Это напоминает поиски черной кошки в черной комнате при условии, что ее там нет.
В последнее время такой панацеей считают пропорциональную систему с открытыми списками. Сейчас в Верховной Раде Украины зарегистрировано три законопроекта, которыми предлагается проводить парламентские выборы по пропорциональной системе с открытыми списками. Разработаны эти законопроекты соответственно бывшим регионалом Юрием Мирошниченко, внефракционным депутатом Николаем Рудьковским и коллективом депутатов-свободовцев Русланом Кошулинским, Юрием Сиротюком, Юрием Михальчишиным. В кулуарах Верховной Рады Украины циркулируют слухи, что члены "Удара" также планируют внести на рассмотрение парламента свой вариант проекта закона Украины о выборах народных депутатов на основе пропорциональной системы с открытыми списками.
Отбросив технические детали, можно сказать, что сущность модели, которая предлагается упомянутыми выше законопроектами, заключается в том, что партии по-прежнему будут выдвигать список кандидатов в многомандатном общегосударственном округе, но голосование за выдвинутых партией кандидатов будет происходить в так называемых региональных избирательных округах, которые также будут многомандатными (территориально округа будут совпадать с границами административно-территориальных единиц и иметь от 5 до 12 мандатов в зависимости от количества избирателей, соответственно и партийные списки в этих округах будут состоять из нескольких кандидатов). Избиратели будут голосовать за региональный партийный список в целом и отдельного представителя этого списка. Авторы законопроектов считают, что таким образом избиратели якобы смогут влиять на распределение мандатов не только между партиями, но и между кандидатами, которые представляют одну политическую силу, поскольку будут иметь шанс выбирать среди нескольких кандидатов одной партии того, кому доверяют больше всего. Сторонники этой модели утверждают, что ее реализация сделает избирательный процесс более прозрачным, а политику более открытой.
На самом деле, анализ законопроектов свидетельствует об обратном.
Во-первых, избирательный процесс невероятно усложнится: избирательным комиссиям придется считать не только количество голосов, отданных за ту или иную партию или кандидата, но и вычислять избирательные квоты, делать рейтинг кандидатов каждой партии, определять количество мандатов, полученных партиями в общегосударственном округе и соответственно в региональных округах, распределять "бонусные" мандаты и т.д. Между тем, любому политтехнологу известно: чем сложнее система голосования, подсчета голосов и подведения результатов, тем больше возможностей для манипуляций и фальсификаций.
Во-вторых, влияние избирателей на распределение мандатов внутри партий будет иллюзорным, поскольку общественность не будет иметь никакого влияния на формирование ни общегосударственного списка, ни соответствующих региональных списков. Фактически, все "влияние" сведется к возможности выбирать, фигурально говоря, между Чечетовым и Ефремовым или Тягнибоком и Панькевичем без каких-либо шансов изменить персональный состав партийного списка Партии регионов или ВО "Свобода".
Более того, законопроект Юрия Мирошниченко даже сохраняет так называемые "проходные места", ведь первая пятерка партий, которые преодолевают двухпроцентный проходной барьер, гарантировано получит депутатские мандаты.
Следовательно, не стоит тешить себя напрасными надеждами: введение этой системы не будет способствовать ни обновлению политического класса, который постепенно превращается в феодальных баронов, ни преодолению политической коррупции и кумовства, которыми пропитана отечественная политика. Преодолеть эти явления возможно лишь законодательно ограничив право избираться народным депутатом более чем два раза подряд. Обновлению политической элиты может поспособствовать также отмена проходного барьера, что даст возможность войти в парламент хотя бы нескольким новым политическим силам пусть и с мизерным представительством.
Однако совершенно очевидно, что существующая политическая элита не заинтересована в переменах, которые могут подорвать ее господство. Именно поэтому вместо реальных шагов, направленных на расконсервацию крайне закрытой среды украинской политики, обществу предлагаются пустые разговоры об "открытых списках". Результатом этих разговоров, скорее всего, станет принятие закона о выборах на основе уже знакомой нам пропорциональной системы с закрытыми списками и снижением проходного барьера.