ua en ru

Вместо того чтобы положить конец рецессии, длящейся с 2008 г., следующий год может возвестить о более страшном этапе кризиса, - Джозеф Стиглиц

Самое положительное, что можно сказать о 2011 годе: возможно, он был лучше, чем будет 2012 год. Такое мнение в статье для Handelsblatt высказал нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц.

По его словам в нынешней ситуации хорошо, что США наконец начали осознавать зияющую пропасть между разбогатевшей верхушкой общества и всеми остальными американцами. Кроме того, протестные движения молодежи - от «Арабской весны» и испанских Indignados («Возмущенные») до «Оккупируй Уолл-стрит» - свидетель­ствуют о том, что капитали­стическая система далеко не в порядке.

«По всей вероятности, экономические и политические проблемы США и Европы, подход к решению которых был абсолютно неправильным, в 2012 году будут продолжать обостряться. Прогнозы на наступающий год в большей, чем прежде, степени зависят от того, как поведут себя политики», - отмечает Стиглиц.

По его словам европейские лидеры не устают повторять, что свой долг видят в спасении евро. Однако те, кто мог бы это сделать, совсем не ощущают своей обязанности предпринять для этого дейст­вительно самое необходимое. Они признали, что вероятность рецессии растет и проблемные страны зоны евро - без возобновления в них экономического подъема - удержать под контролем свои долги не смогут. Однако для поддержки экономического роста они не сделали ничего. Они оказались втянутыми в так называемую спираль смерти.

«Единственное, что удерживает ставку рефинансирования на низком уровне и тем самым ненадолго спасает евро, это покупка ЕЦБ гособлигаций. Нравится это кому-то или нет, но в настоящий момент ЕЦБ финансирует отдельные государства. Немецким политикам это не понравилось, и ЕЦБ сразу ощутил дискомфорт, ограничил объем покупки бондов, объявив, что спасать евро должен не Центробанк, а политики. Однако политиче­ские меры были нерешительными и слишком запоздалыми. Так что самый вероятный сценарий развития событий таков: принимаются меры экономии, но экономики продолжают слабеть, безработица усиливается, бюджетные дефициты как были, так и остаются, а политики тем временем предпринимают лишь минимум усилий для того, чтобы быстрее справиться с кризисом. Короче: усиление хаоса», - пишет Стиглиц.

Он прогнозирует, что «час расплаты», когда рухнет евро или же Европа предпримет-таки необходимые меры, может наступить в 2012 году.

В США, согласно Стиглицу, в 2012 году проявятся первые настоящие последствия мер экономии.

«Похоже, никто в политиче­ских партиях США не хочет заметить того факта, что ремонт банковской системы оказался недостаточным для того, чтобы вылечить экономику», - пишет Стиглиц и добавляет, что год президентских выборов в США будет ознаменован обычными банальностями и пустыми разговорами.

Что касается Европы, то, по мнению Стиглица, 2012 год может стать именно тем годом, когда эксперимент с евро, который является пиком 50-летнего процесса экономической и политической интеграции в Европе, завершится. Вместо того чтобы положить конец длящейся с 2008 года большой рецессии со всеми вызванными ею бедами, 2012 год может возвестить о новом, еще более страшном этапе самого глубокого за последние 75 лет мирового экономического кризиса.