Владимир Гройсман ужесточил контроль правительства за деятельностью НАК "Нафтогаз Украины". Продемонстрировав способность к компромиссам, премьер утвердил новый контракт с руководителем госкомпании Андреем Коболевым. В нем учтены условия, которые главе правительства накануне предложил набсовет НАКа. Но, помимо оговоренных ранее пунктов о размере зарплаты и сроке службы, в нем еще появился целый ряд задач, за невыполнение которых до 1 января 2020 года Коболеву грозит досрочное увольнение. Впрочем, сразу после этого выяснилось, что две недели назад в закрытом режиме Кабинет министров изменил устав "Нафтогаза". Этим решением правительство урезало полномочия набсовета госкомпании по ключевым вопросам, фактически, сделав его подотчетным акционеру. Как изменится корпоративное управление "Нафтогаза", и какими будут последствия – в материале РБК-Украина.
Несмотря на активную критику по поводу высокой зарплаты главы правления "Нафтогаза" Андрея Коболева и обещания уже 23 марта объявить конкурс на эту должность, Владимир Гройсман все же пошел на уступки. Он принял компромиссное предложение наблюдательного совета компании, суть которого заключается в том, что Коболев будет возглавлять компанию не три года, а лишь до марта 2020 года.
Устроило премьера и снижение вознаграждения руководителю "Нафтогаза" вдвое, а также отказ от квартальных премий и бонусов. В интервью РБК-Украина Андрей Коболев заверил, что на таких условиях он готов еще год проработать в НАКе. Напомним, изначально правительству набсовет предложил установить месячный оклад главы правления в размере 2 млн гривен. Премьер заявил, что эта сумма – завышена.
Впрочем, в финальном решении правительства, принятие которого вчера пытались сорвать представители фракции "Радикальной партии" во главе с ее лидером Олегом Ляшко, прописаны "ожидаемые результаты работы" Андрея Коболева.
Согласно опубликованному на сайте Кабмина постановлению, их невыполнение грозит главе компании увольнением раньше срока действия контракта. В частности, до 1 января 2020 года глава "Нафтогаза" должен обеспечить реорганизацию компании и передать газотранспортные активы новому независимому оператору (анбандлинг). При этом в документе указано, что оператор ГТС должен получить эти активы в собственность (ownership-unbundling). По словам самого Коболева, реализовать реформу именно таким путем невозможно, пока Верховная рада не изменит законодательство, фактически разрешив приватизацию газотранспортной системы.
Кроме того, до конца года под руководством Коболева "Нафтогаз" должен обеспечить добычу украинского газа в объеме не менее 18,2 млрд кубометров. Это фактически означает, что за девять месяцев госкомпании придется нарастить добычу на 2,7 млрд кубометров. По данным "Укргазвыдобування", в 2018 году объем добычи газа составил 15,5 млрд кубометров, что на 1,6% или на 250 млн кубометров больше, чем в 2017-м году.
Предстоит главе правления НАКа обеспечить и сохранение транзита российского газа по украинской ГТС в Европу и после окончания срока действующего контракта с "Газпромом", то есть с начала 2020 года. Пока, как известно, переговоры с российским монополистом и при участии Еврокомиссии результатов не принесли.
Впрочем, продление контракта руководителю "Нафтогаза" – не единственное решение в отношении компании, которое вчера обнародовал Кабмин. Сразу после окончания заседания на официальном сайте правительства появилось постановление №226, датированное 6 марта. Текст этого документа также опубликован во вчерашнем номере "Урядового кур'єра".
Согласно ему, Кабинет министров изменил устав "Нафтогаз Украина", значительно ужесточив свой контроль над деятельностью набсовета компании. Примечательно, что в повестке заседания правительства в тот день ни слова не сказано о том, что Кабмин намерен принимать такое решение.
Источник РБК-Украина в правительстве рассказал, что 6 марта на рассмотрение КМУ этот документ вынесло Минэнекомразвития. "Его принимали в закрытом режиме. Причем, это не инициатива министра Степана Кубива. Поручение подготовить такой документ накануне пришло от премьера", - пояснил собеседник издания, знакомый с процедурой подготовки проекта постановления №226.
Новый устав "Нафтогаза" предусматривает, что теперь акционер компании – Кабмин – "в исключительных случаях" получил право "принимать обоснованные решения, обязательные к выполнению набсоветом". При этом, в документе не указывается, какие случаи могут таковыми считаться. Также в уставе появилась новая статья, которая дает набсовету право вынести на заседание правительства любой вопрос, решение которого является непосредственной компетенцией НС.
Кроме того, директора наблюдательного органа должны теперь будут отчитываться перед акционером еще и о размере вознаграждения членов правления "Нафтогаза". Утверждение финансового, инвестиционного и бизнес-планов, результатов внешнего аудита, назначение и снятие с должности главы и членов правления компании закреплены как исключительные полномочия Кабмина. Впрочем, набсовет предварительно будет утверждать все, кроме кадровых назначений в правлении.
В действующем же до сих пор уставе компании от декабря 2016 года было прописано, что акционер назначает и увольняет правление с подачи набсовета. А, согласно ст. 52 закона "Об акционерных обществах", кадровые изменения в правлении компании – функции набсовета. Правовые коллизии и стали причиной, по которым "Нафтогаз" обратился к правительству с просьбой привести основной документ компании в соответствие с действующим законодательством еще в апреле прошлого года. Проблема в том, что нормы законов "Об акционерных обществах", "Об управлении объектов госсобственности", а также Хозяйственный кодекс по-разному трактуют право назначать и увольнять главу и членов правления, а также утверждать финплан компании. В первом документе эти полномочия закреплены за наблюдательным советом, а в двух других – за Кабмином. Изменять и утверждать устав может только акционер.
Правительство также реорганизовало "Нафтогаз" из публичного акционерного общества в частное. Акциями ЧАО, как и сейчас, будет владеть государство. Поскольку активы НАКа не подлежат продаже, изменение формы собственности продиктовано нормами законодательства, которые предусматривают, что ПАО может размещать свои акции на бирже. Но при этом, в новом уставе прописан момент, который может поставить под вопрос право "Нафтогаза" быть акционером своих дочерних компаний – "Укртрансгаза" и "Укргазвыдобування".
В документе указано, что НАК может быть "полноправным акционером, участником или учредителем акционерных обществ, которые основаны компанией или корпоративные права которых получены другим способом". Ранее НАК владел акциями и правами компаний, которые переданы в уставной капитал компании. "Это напрямую коснется "Укртрансгаза" и "Укргазвыдобування". Потому что это положение в уставе можно трактовать таким образом, что исключительное право на акции и корпоративные права этих компаний теперь у Кабмина", - пояснил изданию источник в правительстве. Ни в правлении "Нафтогаза", ни в набсовете компании пока ситуацию не комментируют.
Корпоративная реформа госпредприятий – обязательства, которые взяла на себя Украина, подписывая Меморандум с Международным валютным фондом еще в 2015 году. НАК "Нафтогаз" стал первой компанией госсектора, где были внедрены принципы корпоративного управления в соответствии с принципами международной организации ОЭСР. Основная цель этой реформы – исключить политическое влияние и конфликт интересов, который может возникнуть, если стратегическое управление активом осуществляет акционер напрямую. Эта реформа также была ключевым условием, под выполнение которого ЕБРР в октябре 2015 года предоставил "Нафтогазу" под госгарантии кредитную линию в 300 млн евро на три года для закупки газа и закачки его в подземные хранилища. Сейчас этот займ погашен.
Проблемы начались осенью 2016 года, когда Минэкономразвития своим единоличным решением изменило устав "Нафтогаза", переподчинив ее "дочку" "Укртрансгаз" себе и попытавшись ввести в эту компанию отдельный набсовет. Негативная реакция доноров и западных партнеров последовала незамедлительно. И Владимир Гройсман, вмешавшись в ситуацию, сохранил право НАКа управлять дочерними структурами и подчинил "Нафтогаз" Кабмину. Но у премьера не сложились отношения с тогдашним составом наблюдательного совета, который в сентябре-октябре 2017 года подал в отставку из-за "постоянного политического давления со стороны акционера". Нынешний набсовет был назначен с учетом рекомендаций международных финансовых организаций в ноябре 2017 года.
Новый устав НАКа, опубликованный вчера на сайте правительства, для доноров стал неожиданностью. Комментировать ситуацию официально в МФО пока не решились, сообщив РБК-Украина, что намерены дождаться выводов своих юридических департаментов. В неофициальных беседах представители международных банков охарактеризовали решение Кабмина как "откат назад" и "срыв корпоративной реформы".
"Мы уверены, что корпоративная реформа в стране успешно реализуется. Что это выполнено, а сейчас мы опять в ситуации 2016 года, когда Кабмин через МЭРТ самовольно изменил устав НАКа, не поставив нас в известность. Потому что, наделяя себя какими-то правами управлять набсоветом в любых случаях, которые Кабмин сочтет исключительными – посягательство на независимость набсовета. Только в отличие от ситуации 2016-го, у нас нет сейчас кредитов под госгарантии, где корпоративная реформа – ковенанта, гарантирующая необратимость реформы", - сообщил РБК-Украина на условиях анонимности высокопоставленный собеседник в одном из МФО.
В другом международном банке опасаются, что в предвыборный период правительство может применить подобную практику и к другим госкомпаниям, в которых есть набсоветы, к примеру "Укрэнерго", "Укрпоште", "Укрзализныце". "Раз у нас нет финансового стимула для правительства в виде обязательств в кредитных условиях, то Кабмин может применить подобную практику и в отношении других компаний. В этом случае компаниям ничего не остается, как оспаривать решения правительства в суде. Если правительство непрозрачным образом меняет правила игры и отменяет обязательства, которые оно на себя само взяло, это не способствует позитивному имиджу страны в глазах иностранных партнеров", - уточнил собеседник в МФО.