Власть придумала 5 мифов для "распродажи" портов, - судоремонтники
Большую приватизацию, в список которой включены стратегически важные для Украины предприятия, оправдывают пятью мифами, которые ежедневно продавливаются в сознание людей. Об этом РБК-Украина заявил главный инженер ОСП "Судоверфь Украина" Алексей Мусатов.
По его словам, ключевым мифом властей является тезис о том, что государство не может быть эффективным собственником.
"Это заявление озвучивается, как аксиома, Однако, в рейтинге по грузообороту в 2015-м году из 76 портовых операторов - 6 государственных стивидорных компаний вошли в ТОП-10. Картина была бы ошеломляющей, если бы этот рейтинг был составлен не в тоннах грузов, а в средствах, поступивших в бюджет страны. Еще один миф - о том, что государственные стивидорные компании утратили стратегическое значение для экономики страны. Однако, в ряде городов госпорты являются градообразующими предприятиями, влияющими на занятость населения, инфраструктуру и решение социальных проблем", - пояснил эксперт.
Он также развенчал третий миф правительства о том, что государственные порты не способны развиваться, так как не могут привлечь необходимые инвестиции. По словам Мусатова, в 2015 году госсектор портовой отрасли получил прибыль порядка 8 млрд. грн. При этом госинвестиции в портовую инфраструктуру составили менее 5% от заработанных денег, поскольку решением правительства Яценюка, 75% прибыли у портов государство забирает в госбюджет.
"Как вы считаете, частные компании будут развиваться, работая на таких условиях? Нет, они свернут свой бизнес и выбросят людей на улицу. Отсюда вытекает еще один миф о том, что частный оператор якобы создаст дополнительные рабочие места. Мининфраструктуры даже называет количество - 5 000. Можно привести пример порта Поти. Одним из условий Грузии перед концессионером было создание 20 000 рабочих мест. В итоге было сокращено 7 000 портовиков. С 2012 года в порту периодически проходят забастовки и голодовки. В мае 2015-го забастовка стала всеобщей, все причалы порта прекратили работу. Портовики требовали не путевок на Канары, а повышения зарплат на 15%. Руководство компании согласилось только на 5,3%. Частный оператор будет экономить и не несет социальной ответственности", - уверен Мусатов.
Эксперт заверил, что пятый миф о том, что частный собственник создаст условия для повышения социально-экономического уровня региона также не выдерживает никакой критики. Он привел еще один пример - в 2000 году правительство Джибути передало порт крупнейшему оператору портов "DP World" в концессию на 20 лет. Компания сегодня успешно развивается, однако, каждый второй житель региона проживает за чертой бедности.
"Частного оператора заботит только собственная прибыль, ему нет дела до зарплат учителей и врачей", - отметил Мусатов.
Эксперт высказал уверенность в том, что в массовой приватизации и концессии портов нет никакой логики, а лишь чей-то мотив. Эксперты отрасли не в могут понять причину, по которой Мининфраструктуры в первую очередь планирует отдать в частные руки самые крупные и прибыльные порты - в частности, порт "Южный", в модернизацию которого государство инвестировало свыше 5 млрд. грн. По мнению экспертов, чиновники, судя по всему, лоббируют интересы олигархов, которым выгодна распродажа высоколиквидных госактивов в период экономического кризиса.