Создание вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) путем объединения ОАО «Укрнафта» и ПАО «Укртатнафта» приведет к появлению еще одной дотационной и непрозрачной структуры на подобие НАК «Нафтогаз Украины», считает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
По его мнению, об этом говорят результаты деятельности двух компаний, а также опыт госуправления этими активами и их ресурсами.
«Идею Минэнергоугля о создании ВИНК эксперты расценивают, прежде всего, как путь для сворачивания прозрачной аукционной системы реализации нефти. В случае создания ВИНК добываемую «Укрнафтой» нефть можно будет считать необходимой для технологических нужд и соответственно не выставлять на открытые торги, а продавать по трансфертным ценам, что открывает возможности для новых злоупотреблений», - отметил он.
По мнению экспертов «А-95», большие возможности для этого также создает введение пошлин на импортные нефтепродукты, проект которых сегодня активно лоббирует Министерство энергетики и угольной промышленности.
«Пошлина резко увеличит доходность украинских НПЗ за счет роста цен на нефтепродукты. Однако на примере «Укртатнафты» или Шебелинского ГПЗ «Нафтогаза Украины» мы не видим рационального использования средств от дешевого сырья для модернизации производственных мощностей. Создание нефтяной государственной компании пойдет на пользу только чиновникам, но не объединяемым предприятиям, рынку нефтепродуктов или потребителям. К сожалению, уже абсолютно очевидно, что государственный менеджмент в нефтегазовой отрасли Украины крайне неэффективен, а коррупция сводит на нет стратегическую перспективу некогда мощнейших предприятий», - считает С.Куюн.
«Консалтинговая группа А-95» солидарна с мнением других экспертов о том, что объединение «Укрнафты» и «Укртатнафты» не будет иметь какого-либо эффекта, так как эти два предприятия, управляемые с 2007 г. группой «Приват», работают в цикле ВИНК и не показывают положительных результатов этой кооперации.
По подсчетам экспертов, от продажи нефти на аукционах «Укрнафта» в 2010 г. недополучила 2,553 млрд грн. «Данный результат стал прямым следствием действий Аукционного комитета по реализации энергоресурсов с большой госдолей, состоящего преимущественно из представителей Минэнергоугля и входящих в сферу его управления предприятий. В частности Аукционный комитет при определении стартовой цены не производил начисление НДС на уровень таможенных цен на импортную нефть, стоимость которой является отправной точкой в ценообразовании украинской нефти согласно Закону «О госбюджете на 2010 год». В результате цена реализации высококачественной украинской нефти на протяжении прошлого года была в среднем на 20% ниже намного худшей по качеству российской нефти марки Urals. Главным образом откровенная бездеятельность чиновников Аукционного комитета стала причиной резкого ухудшения финансово-производственных показателей «Укрнафты» в 2009-2010 гг», - отметили аналитики.
Эксперты также отметили, что благодаря внесению дополнений в Закон «О госбюджете на 2011 год», аукцион по продаже украинской нефти 20 января 2011 г. впервые за последние два года показал адекватный результат в сравнении со стоимостью альтернативных поставок в Украину.