По словам эксперта, запасов угля на складах ТЭС вдвое меньше, чем в прошлогодний период
Решение Кабинета министров Украины о предоставлении разрешения ГП "Энергорынок" взять кредит для частичного погашения долгав перед угольной генерацией снижает риски веерных отключений. Об этом эксперт, член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук написал на своей странице в Facebook.
"Начинается отопительный сезон, а запасов угля на складах ТЭС вдвое меньше, чем в прошлогодний этот период. Подчеркиваю – вдвое меньшие, чем те, из-за которых в прошлом году тот же Андрей Герус предсказывал неизбежные веерные отключения. Жаль, что теперь, когда риски большие, г. Андрей предпочитает промолчать об опасности отключений. И наоборот – пишет, что ГП "Энергорынок" не должен возвращать долги генерирующим компаниям, чтобы те могли купить импортный уголь", - отмечает эксперт.
По его мнению, главная проблема заключается в несоответствии цены угля, которая закладывается в тарифы генерирующим компаниям по формуле "Роттердам+", и реальных цен на мировых рынках.
"Стоимость угля с доставкой в Роттердаме (индекс API2) составляет 2495 грн/т, а в южноафриканском Ричардс-Бее (индекс API4) – 2566 грн/т. И это в же с пересчетом на калорийность 5200 ккал. А в ОРЦ после всех пост-блокадных перерасчетов по формуле "Роттердам+" заложена цена угля 2113 грн/т за 5200 ккал. В принципе можно и четырехклассную школу закончить, чтобы увидеть разницу в несколько сотен гривен", - пишет Корольчук.
Он отметил, что украинские шахты также не могут быть источником дешевого угля.
"Его все еще добывают в Украине, но с каждым годом все меньше. В этом году будет добыто лишь 74% от потребностей энергетики (остальное - импорт). И дешевым его можно назвать очень условно – цена государственных шахт с 1 ноября составляет 2425 грн/т. Еще раз акцентирую внимание – "роттердамская" формула, которую все не любят, потому что такая сейчас политическая мода, выделяет энергетикам лишь 2113 грн/т. Единственные кто вписывается в существующую цену – это частные шахты. Можно, конечно, как советуют некоторые политики-вечные революционеры, им до себестоимости цену опустить. Или, как уже было в 2014-2015 годах, даже ниже себестоимости. Только надо помнить, что в следующем году из США, ЮАР и России (да-да, России, ведь морские порты имеют логистические ограничения) придется везти не 7 млн тонн, а 17. А еще через год – все 27. Потому что лично я не верю, что ниже себестоимости кто-то будет работать", - указывает эксперт.
По мнению Корольчука, распоряжение Кабмина способно способно частично решить проблему.
"Что сделало правительство 18 октября – оно разрешило ГП "Энергорынок" (это государственное предприятие, которое электроэнергию у производителей покупает, а облэнерго продает) взять кредит, чтобы частично покрыть свои долги перед угольной генерацией. Опять же отбрасывая эмоции и излишний популизм, стоит понять - не повысили тариф угольным ТЭС, а пообещали ЧАСТИЧНО (2 из 9,3 млрд грн) погасить долг, чтобы срочно дать деньги на покупку дорогого импортного угля. ...Вероятность перезимовать без энергетических приключений у украинцев понемногу повышается", - заключает он.
Как известно, решением от 18.10.2017 "О мерах по стабилизации работы энергогенерирующих компаний тепловых электростанций" Кабинет министров разрешил ГП "Энергорынок" взять кредит для частичного погашения задолженности перед компаниями, которые производят электрическую энергию.