Всемирный банк (ВБ) и Европейская комиссия (ЕК) направили в Администрацию Президента Украины (АП) и правительству письмо, посвященное необходимости ветировать изменения в закон о государственных закупках. Копия документа имеется в распоряжении издания "Коммерсант-Украина".
ВБ и ЕК перечислили три позиции, при сохранении которых финансовая помощь Украине останется замороженной. "Некоторые изменения уводят закон в сторону от европейских и международных стандартов. В связи с этим мы убедительно рекомендуем вернуть закон в парламент",- говорится в документе.
Одновременно с усилением международного давления активизировались и сторонники подписания закона. Ранее первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев заявил, что считает возможным его подписание с дальнейшим внесением в документ необходимых изменений: "Не факт, что закон будет переголосован. Если нужно будет откорректировать его в ту или иную сторону, мы это сделаем в течение 2-3 недель, максимум - месяца".
Если просьбы ВБ и ЕК будут проигнорированы, они рассматривают возможность расширить финансовые санкции в отношении Украины, остановив "перечисление финансовой помощи, в том числе в рамках программ бюджетной и макроэкономической поддержки". Ранее ЕС уже заморозил помощь Украине по нескольким программам суммарной стоимостью более 280 млн евро. Теперь от решения проблемы госзакупок зависит также предоставление Киеву кредита ЕС в размере 610 млн евро и реализация других финансовых проектов.
Международные эксперты выделили в новом законе три неприемлемые позиции, главная из которых - вывод госкомпаний из поля действия закона. "Многие операции, оговоренные в директивах ЕС, теперь не будут подпадать под действие украинского законодательства о госзакупках... В особенности мы обеспокоены тем, как закон повлияет на закупки, проводимые коммунальными предприятиями",- говорится в письме.
Украинское правительство настаивает, что госпредприятия не должны подпадать под действие закона в случае, если они проводят закупки за счет собственных оборотных средств. Иначе, по мнению Клюева, они будут неконкурентоспособными. "Производя одну и ту же продукцию, коммерческие и государственные предприятия оказываются в неравных условиях",- пояснил первый вице-премьер.
Вторая претензия касается отмены тендеров при покупке товаров и услуг Аграрным фондом, что "может серьезно повлиять на развитие национальных рынков". Клюев пояснил, что интервенции на аграрный рынок "проводятся, когда в стране есть какая-то чрезвычайная ситуация, поэтому они и выведены за рамки закона". Впрочем, первый вице-премьер выразил готовность идти на компромисс по данному вопросу.
Последнее замечание ВБ и ЕК касается вводимой новым законом процедуры страхования предмета закупки: "Требование страхования предмета закупки неоправданно и может существенно усложнить процесс. Мы рекомендуем отказаться от этой инициативы". По мнению Клюева, данное положение оправданно и соответствует европейским нормам. Вероятно, по итогам дискуссии норма о страховании останется, но будет переписана, чтобы избежать двузначности в ее трактовании.
Напомним, парламент 17 мая принял во втором чтении и в целом правительственный законопроект об упрощении порядка государственных закупок. Соответствующий документ (№ 7532 от 31 декабря 2010 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок", инициированный Кабмином, поддержали 231 народный избранник.
Законодательным актом уточнены основания для применения процедуры закупки у одного участника и установлен новый механизм применения процедуры закупки у одного участника, согласно которому отсутствует необходимость получения согласования уполномоченного органа в сфере государственных закупок.