В ВСК предлагают закрепить в новой Конституции, что численность судей ВСУ может определяться исключительно законами
Во временной специальной комиссии (ВСК) Верховной Рады по разработке проекта изменений к Конституции Украины предлагают закрепить в новой Конституции, что образование судов общей юрисдикции, а также определение численности судей Верховного суда Украины осуществляется исключительно законами Украины. Об этом говорится в сводной таблице поправок и предложений к Основному закону, которую подготовила ВСК и которая есть в распоряжении РБК-Украина.
Так, согласно таблице, поправка, которая подается как основная, предлагает дополнить статью 92 Конституции положением, согласно которому, исключительно законами Украины образуются, реорганизуются и ликвидируются суды общей юрисдикции, устанавливается их сеть, порядок назначения на должность профессионального судьи и прекращения полномочий судьи, а также численность судей Верховного суда Украины.
Также существует альтернативное дополнение к статье 92 КУ, в котором указано, что законы о создании, реорганизации и ликвидации судов общей юрисдикции, порядок назначения на должность профессионального судьи и прекращении полномочий судьи, а также определение численности судей Верховного суда Украины, должны приниматься не менее чем двумя третями конституционного состава Верховной Рады Украины.
Кроме того, основная поправка к статье 125, предлагает подписать в Конституции Украины, что Верховный суд Украины является высшим судебным органом по рассмотрению гражданских, уголовных, административных, хозяйственных и других дел, подсудных судам.
Верховный суд Украины: 1) обеспечивает в определенных законом процессуальных формах одинаковое применение всеми судами норм материального и процессуального права в соответствии с принципом верховенства права; 2) пересматривает дела в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушении Украиной международных обязательств при разрешении дела судом; 3) осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией и законами Украины.
Для рассмотрения определенных законом отдельных категорий дел действуют специализированные суды, высшие специализированные суды. Согласно закона действуют апелляционные и местные суды. Законом может вводиться специализация судей по рассмотрению конкретных категорий дел. Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.
Также основная поправка предлагает прописать в Конституции, что Украина признает юрисдикцию международных судебных учреждений в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено законом.
Также существуют альтернативные поправки к статье 125 КУ.
В соответствии с первой поправкой, наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции Украины является Верховный суд Украины, который в определенный законом порядке обеспечивает единообразное применение норм законодательства Украины всеми судами общей юрисдикции, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Украины.
Согласно второй альтернативной поправке, система судов общей юрисдикции строится на принципах эффективности и доступности гарантированного государством права судебной защиты. Образование чрезвычайных или особых судов не допускается. Юрисдикция Верховного суда Украины не может быть ограничена.
Пленум Верховного суда Украины на основании решений в судебных делах в части применения правовых норм предоставляет выводы обязательные для судов общей юрисдикции при рассмотрении других аналогичных дел.
Также одна из альтернативных поправок предлагает вообще исключить положение о системе специализированных судов.
Другая альтернативная поправка отмечает, что Верховный суд Украины является высшим судебным органом по рассмотрению дел, подсудных судам общей юрисдикции, который обеспечивает единообразное применение законодательства всеми судами общей юрисдикции, пересматривает дела в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения международных обязательств, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.
Также альтернативная поправка к статье 125 Конституции предлагает предоставить Верховному суду Украины право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины. Суды общей юрисдикции образуются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом.
Еще одна альтернативная поправка предлагает прописать в Конституции, что Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях, предусмотренных Римским статутом Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г., и, соответственно, может предоставить согласие на обязательность этого международного договора в соответствии с процедурой, установленной Конституцией и законами Украины.
Или Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях, предусмотренных Римским статутом Международного уголовного суда.
Напомним, согласно действующей Конституции Украины, исключительно законами Украины определяются вопросы судопроизводства, статуса судей, основы судебной экспертизы, организация и деятельность прокуратуры, органов дознания и следствия, нотариата, органов и учреждений исполнения наказаний; основы организации и деятельности адвокатуры.
Также согласно действующей Конституции, в статье 125 отмечается, что система судов общей юрисдикции в Украине строится по принципам территориальности и специализации. Высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие суды. Согласно закона действуют апелляционные и местные суды. Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.
Как сообщил РБК-Украина секретарь ВСК относительно изменений к Конституции, внефракционный нардепы Юрий Деревянко, данная таблица направлена на подпись спикеру Верховной Рады Украины Александру Турчинову.