Выполнение мероприятий по реализации Энергетической стратегии Украины в части строительства магистральных линий электропередачи фактически сорвано. Правительственным планом мероприятий на 2006 - 2010 гг. утверждено введение 5710 км линий электропередачи (ЛЭП), однако введено в эксплуатацию около 220 км ЛЭП, или лишь 3,9% от запланированного объема. Такие выводы сделала коллегия Счетной палаты по результатам проведенного аудита эффективности использования средств государственного бюджета на строительство линий электропередачи, сообщает пресс-служба ведомства.
Как говорится в сообщении, срыв Минтопэнерго установленных сроков строительства объектов магистральных линий электропередачи привел к увеличению их стоимости вдвое, что в дальнейшем приведет к повышению тарифов на электрическую энергию и дополнительной нагрузки на потребителей.
Отмечается, что электрогенерирующие мощности в Украине характеризуются высоким потенциалом развития. В 2003 г. было введено в действие два энергоблока Ровенской и Хмельницкой АЭС мощностью 1 млн кВт.ч каждый. Однако на сегодня более четверти имеющихся генерирующих мощностей в Украину не используются.
Так, в 2008 г. с фактически из полученных почти 3 млрд грн от сбора лишь 328,4 млн грн поступило на распределительные счета Минтопэнерго, что составляет лишь 11,8% от всех поступлений. Государственным бюджетом на 2011 г. предусмотрено получить 80,0 млн г, что в 14 раз меньше их реальной потребности. Фактически целевая надбавка потеряла свое назначение, что вызвало необходимость привлечения внешних заимствований.
Несмотря на то, что в конце 2008 - начале 2009 г. кредитные соглашения были ратифицированы, средства в размере почти 1 млрд грн не использовались на строительство линий электропередачи. Лишь 20 млн грн, или 2,15%, было использовано на обслуживание этих кредитов и оплату иностранных консультантов.
Вместо использования указанных источников финансирования для строительства линий электропередачи, правительство в этот период увеличило тариф на электроэнергию. То есть, в очередной раз расходы переложены на население, бюджетную сферу и промышленные предприятия, говорится в сообщении.
Аудиторы установили, что средства, полученные за счет внутренних потребителей электроэнергии вследствие повышения тарифов, использовались Минтопэнерго и ГП НЭК "Укрэнерго" на строительство линий электропередачи бесхозяйственно и с многочисленными нарушениями решений Кабмина. Как следствие, средства государственного бюджета в общей сумме 43,8 млн грн, или 46% от всех ассигнований, использованы с нарушениями требований законодательства.
Минтопэнерго не контролировало состояние выполнения заключенных с подрядчиками соглашений, что давало возможность ГП НЭК "Укрэнерго" самовольно с нарушением требований законодательства продлевать определенные правительством сроки строительства. В частности, срок строительства подстанции Киевская продлевался трижды, объект до сих пор не завершено. Так же удлинялись сроки строительства воздушной линии 750 кВт Ровенская АЭС - Киевская.
Последствием увеличения ГП НЭК "Укрэнерго" сроков выполнения работ стало удорожание стоимости строительства этих основных объектов на 837,6 млн грн. Эти расходы снова придется возмещать потребителям за счет увеличенного тарифа на электроэнергию.
"Это преступно по отношению к государству - подобные темпы и организация работ по сооружению ЛЭП Вместо эффективного использования для строительства линий электропередачи целевой надбавки и кредитных средств, снова увеличиваются тарифы на электроэнергию, то есть эти расходы вновь переведены на предприятия, население и социальную сферу, - заметил на коллегии председатель Счетной палаты Валентин Симоненко - Конкурентоспособность экономики Украины зависит от развития энергетического сектора. При таком положении дел сегодня Украина стоит на пути деиндустриализации".
Аудиторы отметили необходимость безотлагательного разработка единой государственной целевой программы развития линий электропередачи, определяющую задачи и обеспечивала концентрацию финансовых, материально-технических, других ресурсов, производственного и научно-технического потенциала для решения проблемы качественного и бесперебойного снабжения электрической энергии в Украине.