В Украине сегодня, 1 сентября, вступили в силу законы № 421-VII от 4 июля 2013 г. "Про утилизацию транспортных средств". Законами предусмотрено, что плательщиками налога по утилизации снятых с эксплуатации ТС являются лица, которые осуществляют ввоз на таможенную территорию Украины транспортные средства и кузова в таможенном режиме импорта и производство (изготовление) транспортных средств на таможенной территории Украины; приобретают транспортные средства у лиц, которые не являются плательщиками этого налога.
В Украине сегодня, 1 сентября, вступили в силу законы № 421-VII от 4 июля 2013 г. "Про утилизацию транспортных средств".
Законами предусмотрено, что плательщиками налога по утилизации снятых с эксплуатации ТС являются лица, которые осуществляют ввоз на таможенную территорию Украины транспортные средства и кузова в таможенном режиме импорта и производство (изготовление) транспортных средств на таможенной территории Украины; приобретают транспортные средства у лиц, которые не являются плательщиками этого налога.
Согласно закону 422-VII, базовая ставка сбора для легковых автомобилей составит 5,5 тыс. грн, а для грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники - 38 тыс. грн. Итоговая сумма утилизационного сбора будет зависеть от специального коэффициента. Для новых легковых автомобилей значение коэффициента составляет 86-550% от базовой ставки (4,73-30,2 тыс. грн) в зависимости от объема двигателя, а для машин старше трех лет - 530-3501% (29,1-192,5 тыс. грн). Для новых грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники коэффициент составит 50-290% (19-110,2 тыс. грн), а для подержанных - 88-1180% (33,4-448,4 тыс. грн).
Исходя из текста документа, отечественные производители автомобилей, имеющие полный цикл производства, смогут проводить утилизацию самостоятельно. Сбор, уплаченный ими, будет направляться на специальный банковский счет, с которого можно будет финансировать организацию утилизационных мощностей. Таких предприятий в Украине сейчас лишь два: "Укравто" и "Богдан".
Также, закон предполагает создание при Министерстве экологии и природных ресурсов фонда охраны окружающей среды, куда и будет зачисляться 70% поступлений от налога. Планируются поступления в бюджет на уровне 2 - 2,5 млрд грн.
С введением норм об утилизации авто в Украине не все так гладко. В ЕС заявляли, что вступление в силу закона об утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств повлияет на двусторонние экономические отношения. В ЕС заявляли, что введение утилизационного сбора на автомобили принесет больше вреда экспортерам автомобилей из Евросоюза, чем из других стран, поскольку ЕС составляет большую долю в украинском импорте автомобилей.
Следует отметить, что Украина ранее присоединилась к иску ВТО против России, которая ввела утилизационный сбор. Однако позже Украина и сама ввела подобный налог, что вызвало негодование в ЕС. В Евросоюзе заявили, что утилизационный закон в его нынешнем виде вызовет ответные меры, ЕС будет жаловаться на Украину в ВТО точно так же, как он это делает в отношении России.
Несмотря на это, Украина собирается присоединиться к консультациям, инициированным Европейским Союзом в рамках ВТО по вопросу действия утилизационного сбора на автомобили в России.