«Госдума исходит из того, что новый ДСНВ может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США» - такой категоричный посыл содержится в заявлении, которое будет принято Госдумой в ратификационном пакете 25 января вместе с договором СНВ. Таким образом Кремль собирается ответить американскому сенату на попытку разделить темы СНВ и планы по строительству системы противоракетной обороны в Европе. Содержание заявления выглядит диаметрально противоположным резолюции сената, пишет в сегодняшнем выпуске газета РБК daily.
То, что Госдума примет вместе с договором еще и заявление, стало ясно в декабре. Как писала РБК daily, решение готовить дополнительное заявление было принято по причине того, что американский сенат при ратификации договора в конце 2010 года принял дополнительный документ. В американской резолюции значится, что США вправе разрабатывать свою ПРО, не соотнося противоракетную систему с сокращением ядерных потенциалов, оговоренных в СНВ. Более того, в резолюции указано, что при обмене ратификационными пакетами «США уведомляют Россию, что политический курс США состоит в дальнейшем развитии и развертывании систем ПРО от ракетных угроз, исходящих от таких стран, как Северная Корея и Иран, включая количественное и качественное совершенствование таких систем».
Сенаторы прямо указали, что имеют в виду развертывание ПРО в Европе. «Хотя США не могут ограничить суверенные права России, они полагают, что продолжающееся совершенствование и развертывание американских систем ПРО не является основанием, чтобы ставить под вопрос эффективность и жизнеспособность договора, и, таким образом, не приведет к возникновению обстоятельств, оправдывающих выход России из договора», - записано в резолюции.
Госдума в минувшую пятницу в ответ осторожно поправила текст договора на этот счет. К основаниям для выхода России из СНВ было добавлено: «развертывание США, другим государством или группой государств системы ПРО, способной существенно снизить эффективность стратегических ядерных сил России». В заявлении, которое предполагается принять в ратификационном пакете во время третьего чтения СНВ 25 января, эта формулировка прописана более четко и категорично, без оговорок про «существенное снижение эффективности стратегических ядерных сил России».
Госдума исходит из того, что новый ДСНВ может действовать только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США, значится в заявлении. Кроме того, в документе указано, что Госдума собирается «внимательно отслеживать развертывание глобальной системы ПРО США с учетом географического размещения ее составляющих <...> исходя при этом из необходимости обеспечения российского стратегического потенциала сдерживания».
Есть в заявлении и пассаж про то, что Госдума считает «неоправданным и не отвечающим характеру современных отношений в Евро-Атлантике размещение нестратегического ядерного оружия США за пределами своей национальной территории».
Заявление готовилось в атмосфере строжайшей тайны МИД совместно с депутатами. По данным РБК daily, приведенный текст до сих пор не утвержден, поскольку Кремль ищет баланс между соблюдением интересов России и риском получить скандал с администрацией США. Подписание СНВ в Праге в прошлом году - личное достижение Дмитрия Медведева, поэтому не исключено, что текст заявления держат в секрете и из-за того, что президент лично будет его визировать.
По мнению ведущего специалиста Института проблем международной безопасности РАН Алексея Фененко, как и в истории с предшествующим договором СНВ, к которому принимался дополнительный «нью-йоркский протокол», сейчас может быть принято столько поправок, что соблюдение договора потеряет всякий смысл. Впрочем, взаимные поправки не затрагивают тело договора, «и их стоит рассматривать лишь как обмен любезностями между американскими сенаторами и российскими думцами», считает эксперт Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы Владимир Дворкин.